ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2021 г. N 44-АД21-13-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Добрянский лесоперерабатывающий комбинат" Рогальникова Владимира Ивановича на вступившие в законную силу постановление от 25 июня 2020 г. N 02-05/14-20, вынесенное начальником управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 14 августа 2020 г., решение судьи Пермского краевого суда от 8 октября 2020 г. и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 г., состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Добрянский лесоперерабатывающий комбинат" (далее - ООО "Добрянский ЛПК", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением от 25 июня 2020 г. N 02-05/14-20, вынесенным начальником управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее также - постановление административного органа) ООО "Добрянский ЛПК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 14 августа 2020 г. постановление административного органа оставлено без изменения, при этом из его мотивировочной части исключен вывод о причинении обществом ущерба государственному лесному фонду в сумме 8 927 440 рублей.
Решением судьи Пермского краевого суда от 8 октября 2020 г. решение судьи городского суда изменено, из его резолютивной части исключено указание на оставление постановления административного органа без изменения, в остальной части названные акты оставлены без изменения.
Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 г. постановление административного органа, решение судьи городского суда и решение судьи краевого суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор ООО "Добрянский ЛПК" Рогальников В.И. выражает несогласие с указанными актами, состоявшимися в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу частей 1, 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено названным кодексом.
Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу) (часть 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 указанной статьи порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 474 (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утративших силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1132, далее - Правила заготовки древесины), заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением указанных в данной норме случаев).
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21), следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды лесного участка от 18 декабря 2008 г. N 103 ООО "Добрянский ЛПК" во временное пользование передан для заготовки древесины лесной участок, находящийся на территории Комарихинского участкового лесничества Чусовского лесничества, в том числе квартал 24, выделы 10, 11 (СПК "Ключи"), с предварительно определенным годовым объемом использования лесов.
Пунктом 19.1 договора аренды лесного участка предусмотрена обязанность арендатора ООО "Добрянский ЛПК" использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и данным договором.
В лесной декларации от 15 марта 2019 г. N 0197/1 отражено, что ООО "Добрянский ЛПК" в период с 16 марта 2019 г. по 5 ноября 2019 г. осуществляло заготовку древесины способом сплошных рубок на делянке 1 в выделах 10, 11 квартала 24 Комарихинского участкового лесничества Чусовского лесничества (площадь лесосеки согласно лесной декларации 11,6 га), с разрешенным для изъятия объемом древесины по породе "ель" 620 м3, по породе "пихта" - 346 м3, по породе "береза" - 469 м3, по породе "осина" - 513 м3.
Из результатов дешифрирования космических снимков, полученных от аппаратов орбитальной группировки Sentinel-2, следует, что фактические работы по рубке лесных насаждений на лесном участке в выделах 10 и 11 квартала 24 Комарихинского участкового лесничества Чусовского лесничества производились в период с июня по июль 2019 года.
29 июля 2019 г. филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" проведена работа по дешифрированию мест использования лесов. Согласно составленной по его результатам карточке N 56300100700240201 фактическая площадь рубки в выделах 10 и 11 квартала 24 Комарихинского участкового лесничества Чусовского лесничества составила 22 га, что на 10,4 га превышает задекларированную для рубки площадь.
8 октября 2019 г. в целях натурной проверки материалов непрерывного дистанционного мониторинга мест использования лесов в Чусовском лесничестве Пермского края проведен натурный осмотр лесного участка, расположенного в выделах 10 и 11 квартала 24 Комарихинского участкового лесничества Чусовского лесничества, а также прилегающих лесных участков, на которых древесина заготавливалась в предыдущие годы.
Согласно составленному по результатам данного мероприятия акту выявлено превышение указанной в лесной декларации площади рубки, имеет место превышение заявленных в декларации границ лесосеки, смещение контуров лесосеки в северо-западном направлении с учетом наличия визирных затесов и обтесанных с четырех сторон деревьев в границах поворотных точек лесосеки по границам фактической рубки, установлен отвод площади в рубку 22,5 га.
Из акта о лесонарушении от 29 октября 2019 г. следует, что в 10 и 11 кварталах 24 Комарихинского участкового лесничества Чусовского лесничества обнаружена незаконная рубка древесины с превышением объема на 1206,58 м3 (фактически задекларировано 1948 м3, вырублено 3154,58 м3).
При таких обстоятельствах сделан вывод о незаконной рубке лесных насаждений на вышеуказанном лесном участке, превышении отраженных в лесной декларации площади рубки и объема лесных насаждений.
По факту незаконной рубки лесных насаждений ООО "Добрянский ЛПК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Довод жалобы о том, что с учетом разъяснений, изложенных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21, нет оснований для вывода о том, что в рассматриваемом случае имел место факт незаконной рубки, не основан на материалах дела.
Частью 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет заготовки древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В силу пункта 9 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Согласно приведенным выше положениям пункта 4 названных правил в числе актов, в соответствии с которыми должна осуществляться заготовка древесины, указана лесная декларация.
В ходе производства по делу административным органом и судебными инстанциями объективно установлено, что пользователем лесного участка ООО "Добрянский ЛПК" допущена рубка лесных насаждений с превышением заявленных в лесной декларации границ лесосеки и объема лесных насаждений.
Согласно приведенным выше нормам Лесного кодекса Российской Федерации и Правил заготовки древесины, а также указанным в названном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснениям рубка лесных насаждений за пределами лесосеки, на площади и в объеме, превышающими разрешенные, является незаконной.
Факт незаконной рубки лесных насаждений установлен административным органом и судебными инстанциями на основании акта осмотра лесного участка от 8 октября 2019 г., справки по итогам натурной проверки карточки дешифрования мест использования лесов.
При этом в решениях, состоявшихся по результатам разрешения жалоб на постановление административного органа, судебными инстанциями обоснованно отмечено, что согласно материалам проверки МО МВД России "Чусовской" ГУ МВД России по Пермскому краю (КУСП N 9269) превышение отведенной в рубку площади не оспаривалось ООО "Добрянский ЛПК" и ООО "Рейд-Транс", которое на основании соответствующего договора выполняло работы по разработке лесосек и заготовке леса на территории ГКУ "Чусовское лесничество" на участках лесного фонда согласно приложению N 1 к лесной декларации от 15 марта 2019 г. N 0197/9 (в том числе в выделах 10 и 11 квартала 24 Комарихинского участкового лесничества).
В настоящей жалобе заявитель указывает, что превышение площади фактических рубок над площадью делянки, установленной проектом освоения лесов отсутствует, а превышение площади рубок, указанной в ежегодной лесной декларации, в соответствии с приведенными выше разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации не свидетельствует о наличии факта незаконной рубки и может быть квалифицировано по статье 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный довод является необоснованным.
Указанной нормой установлена административная ответственность, в частности, за нарушение правил заготовки древесины, нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21, рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в рассматриваемом случае имел место факт незаконной рубки лесных насаждений с превышением заявленных в лесной декларации площади рубки и объема лесных насаждений, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.28 названного кодекса. Соответствующие разъяснения изложены в пункте 16 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.
Утверждение заявителя о том, что превышение площади рубки произошло по вине Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, которое предоставило ООО "Добрянский ЛПК" недостоверный картографический материал по лесоустройству 1993 года, был предметом проверки нижестоящих судебных инстанций. В обжалуемых актах обоснованно отмечено, что не имелось несоответствия данных лесной декларации данным проекта освоения лесов арендуемого лесного участка. Означенный проект одобрен в 2009 году, когда новых данных о лесоустройстве (2015 года) не было. Вмененное обществу нарушение зафиксировано по данным о лесоустройстве 1993 года.
При этом Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края не установлено оснований для отказа в приеме декларации, которые предусмотрены пунктом 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 17 (действовавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утратившего силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1132). В соответствии с указанной нормой письменное извещение об отказе в приеме лесной декларации, содержащее обоснование отказа, может быть направлено уполномоченным органом подавшему ее лицу (в течение 5 рабочих дней со дня получения) в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации.
Доводы, имеющие правовое значение и аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене состоявшихся актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 8.28 названного кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 названного кодекса соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление от 25 июня 2020 г. N 02-05/14-20, вынесенное начальником управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 14 августа 2020 г., решение судьи Пермского краевого суда от 8 октября 2020 г. и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 г., состоявшиеся в отношении ООО "Добрянский ЛПК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Добрянский ЛПК" Рогальникова В.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ