ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2024 г. N 58-АД24-1-К9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Филимоновой Н.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 января 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 7 апреля 2023 года и постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года, вынесенные в отношении Филимоновой Надежды Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 07 апреля 2023 года и постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года, Филимонова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Филимонова Н.А. выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и ставит вопрос об их отмене, приводя доводы о необоснованном привлечении к административной ответственности и допущенных при производстве по делу процессуальных нарушениях.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Филимоновой Н.А. к административной ответственности) публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут назначение административного наказания в виде административного штрафа в частности на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ) Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации.
В силу пункта "г" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 10.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 2.1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
На основании Указов Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года N 71 и N 72 Луганская и Донецкая Народные Республики признаны суверенными и независимыми государствами и Министерству обороны Российской Федерации поручено обеспечение на территории названных государств функций по поддержанию мира.
Постановлением от 22 февраля 2022 года N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации дал согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
24 февраля 2022 года на основании постановления Совета Федерации от 22 февраля 2022 года N 35-СФ Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Из материалов дела усматривается, что 31 декабря 2022 года в 12 часов 55 минут Филимонова Н.А., находясь в общественном месте - на площади имени В.И. Ленина в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, осуществила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются за пределами Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации от 24 февраля 2022 года, выразившиеся в демонстрации средства наглядной агитации в виде плаката тематического содержания.
Таким образом, Филимонова Н.А. совершила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности в специальной военной операции, проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации на основании решения Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - Президента Российской Федерации с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22 февраля 2022 года N 35-СФ, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими, вопреки доводам жалобы оценку с точки зрения их допустимости, относимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Недопрос сотрудника полиции Шинкевича Д.А., оформившего рапорт о выявленном им административном правонарушении, принятый в качестве доказательства по настоящему делу, с учетом совокупности иных представленных по делу доказательств, в числе которых видеозаписи с фиксацией совершения Филимоновой Н.А. противоправного деяния, не повлиял на полноту и всесторонность рассмотрения дела. В свою очередь ходатайства о вызове названного лица для допроса от Филимоновой Н.А. не поступало.
При этом судьей районного суда в качестве свидетеля допрошен старший инспектор ОИАЗ УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края Г. присутствовавший на месте обнаружения Филимоновой Н.А. и составивший впоследствии в отношении последней протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении содержит все необходимые сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Событие, описанное в данном протоколе, соответствует диспозиции части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не дает оснований для иной квалификации.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе, виновность лица, совершившего противоправное деяние.
Действия Филимоновой Н.А., не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, квалифицированы по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области обороны Российской Федерации, а доводы настоящей жалобы установленные судами обстоятельства и выводы о ее виновности в совершении данного противоправного деяния не опровергают.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Под дискредитацией понимаются умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что Филимонова Н.А. совершила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Оснований для назначения по делу лингвистической экспертизы судей районного суда обоснованно не установлено (л.д. 42).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" основными направлениями деятельности полиции являются в частности выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, производство по делам об административных правонарушениях.
В силу статьи 12 названного Закона на полицию возлагаются обязанности, в числе прочих, по пресечению противоправных деяний; обеспечению безопасности граждан и общественного порядка в общественных местах; выявлению и пресечению административных правонарушений и осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В целях реализации возложенных на полицию обязанностей сотрудник полиции имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом, принимать меры по идентификации указанных лиц; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушения (статья 13 означенного Закона).
Данных о том, что по настоящему делу в отношении Филимоновой Н.А. была применена мера обеспечения при производстве по делу в виде административного задержания, материалы дела не содержат.
Действия сотрудников полиции, выразившиеся в доставлении Филимоновой Н.А. и С. осуществлявшей видеосъемку Филимоновой Н.А. и проводимого ею публичного мероприятия на свой мобильный телефон, с места выявления противоправного деяния в служебное помещение подразделения полиции для установления их личностей и цели проводимого публичного мероприятия, поскольку на месте совершения правонарушения эти сведения установить не представлялось возможным, соответствуют требованиям части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Законность привлечения Филимоновой Н.А. к административной ответственности сомнений не вызывает.
Порядок и срок давности привлечения Филимоновой Н.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Филимоновой Н.А. минимальное, предусмотренное санкцией части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Меры, принятые судьей районного суда об извещении Филимоновой Н.А. о месте, дате и времени рассмотрения дела - посредством направления телеграммы по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении (л.д. 45), соответствуют положениям части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необеспечение Филимоновой Н.А., знавшей о том, что в ее отношении ведется производство по делу об административном правонарушении, получения почтовой корреспонденции, поступающей на ее имя, не свидетельствует о невыполнении судьей районного суда требований названной нормы.
При этом положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на которые указывается в жалобе, не подлежат применению при производстве по делам об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено в отсутствие Филимоновой Н.А. с соблюдением требований части 2 статьи 25.1, пунктов 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право Филимоновой Н.А. на защиту при производстве по делу не нарушено и реализовано по своему усмотрению, в том числе, посредством личного участия при рассмотрении жалобы на постановление по делу.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 января 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 7 апреля 2023 года и постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года, вынесенные в отношении Филимоновой Надежды Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Филимоновой Н.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ