Статья 15.6. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
- Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)
- Статья 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику
1. Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, которые предусмотрены НК РФ.
Следует отметить, что ст. 31 НК РФ в предыдущей редакции не давала полного представления о правовых основаниях истребования документов, наделяя налоговые органы правом требовать у налогоплательщика или налогового агента "документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов". Что ставило налогоплательщика в крайне неудобное положение, по сути, ущемляла его права. Данная норма не в полной мере корреспондировала с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, возлагающим на налогоплательщика обязанность "представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Фактически НК РФ наделял налоговые органы правом истребовать в ходе налоговых проверок неограниченное количество любых документов. При этом следует отметить, что налоговые инспекции активно пользовались данным полномочием.
Государственный орган, имея безусловное право требовать от налогоплательщика представления документов, должно реализовывать это право исключительно в рамках определенной процедуры. Это тесно связывает данную норму с положениями, регулирующими осуществление налоговыми органами мероприятий налогового контроля.
Порядок истребования документов для налоговой проверки, установленный п. 1 ст. 93 НК РФ, является единым для всех видов налоговых проверок и гарантирует защиту прав налогоплательщика при проведении проверок.
В то же время нельзя не отметить, что в последнее время такое мероприятие налогового контроля, как камеральная налоговая проверка, использовалась налоговыми органами довольно широко. В отличие от выездных налоговых проверок проведение камеральных проверок не было обусловлено серьезными ограничениями (наличие специального решения руководителя налогового органа, недопустимость проведения повторных проверок и т.п.). К тому же ст. 88 НК РФ позволяла налоговым органам истребовать у налогоплательщиков "документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов". По этим причинам налоговые органы практиковали проведение камеральных налоговых проверок в любой ситуации, когда у них возникает потребность ознакомиться с документами налогоплательщика.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ <130> внес изменения в процедуру истребования документов. Так, в Налоговый кодекс добавлена новая ст. 93.1. Положительными для налогоплательщиков можно считать изменения в ст. 88 НК РФ, которые касаются перечня документов, запрашиваемых у организации при камеральных проверках. Законодатель определил, что помимо документов, которые организации обязаны представить вместе с налоговой декларацией, налоговые органы могут требовать только документы, которые подтверждают:
--------------------------------
<130> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3436.
- право на льготу при налогообложении;
- правомерность применения вычетов по НДС;
- исчисление и уплату налогов, связанных с использование природных ресурсов.
Кроме того, с 2010 года вступает в силу положение, в котором будет указано, что при налоговой проверке работники налоговых органов не смогут требовать документы, которые уже были представлены в инспекцию в ходе камеральной или выездной проверки.
Интересна позиция, которую заняли арбитражные суды. В Постановлении от 15.06.2004 при рассмотрении дела N А56-28520/03 ФАС СЗО указал на недопустимость произвольного истребования у налогоплательщика всего объема первичных учетных документов и счетов-фактур.
Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 г. N А26-2708/03-211 сказано: "НК РФ не предусматривает право налоговых органов истребовать у организаций в рамках встречной налоговой проверки сведения о поставщиках, в отношении которых налоговым органом не проводится налоговая проверка. Поэтому арбитражный суд признал необоснованным требование налогового органа о представлении налогоплательщиком информации о поставщиках реализованных на экспорт товаров".
Согласно Постановлению ФАС Уральского округа от 17 ноября 2003 г. N Ф09-3840/03-АК, "требования о предоставлении иных документов, не имеющих прямого отношения к цели проверки, нарушает конституционные права налогоплательщика.
При этом в указанных требованиях инспекция запросила документы, которые не имеют прямого отношения к данной форме налогового контроля - камеральной проверке (табели учета рабочего времени, приказы и договоры общества, сведения о количестве отработанного времени каждого физического лица в календарных днях), т.е. превысила свои полномочия, предусмотренные пунктом 4 статьи 88 НК РФ".
А вот цитата из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2003 г. N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1: "При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах".
Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее: в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 сказано, что санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету).
2. Органы юстиции, которые выдают лицензии на право нотариальной деятельности и наделяют нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа:
- о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности;
- о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой;
- о физических лицах, освобожденных от частной практики нотариуса.
Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения:
- об адвокатах, внесенных в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования);
- об адвокатах, исключенных из указанного реестра;
- о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Органы, которые осуществляют регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных:
- о фактах регистрации физического лица по месту жительства;
- о фактах рождения и смерти физических лиц.
Органы, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, которые осуществляют регистрацию транспортных средств, обязаны в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации сообщать сведения:
- о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе,
- о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах.
Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения:
- об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными;
- об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности;
- о дееспособных физических лицах, над которыми установлено попечительство в форме патронажа;
- о физических лицах, признанных судом безвестно отсутствующими;
- о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом.
Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения:
- о выдаче свидетельств о праве на наследство
- о нотариальном удостоверении договоров дарения.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:
- о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;
- о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.
Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации).
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Жевлакова А.А., действующего в интересах Королева Андрея Юрьевича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 76 Войковского района города Москвы от 15.02.2019 N 5-50/19, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 28.05.2019 N 12-661/18 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 13.09.2019 N 4а-4120/19, состоявшиеся в отношении Королева Андрея Юрьевича (далее также - Королев А.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 25.03.2022 N 53-АД22-1-К8
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18, решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Постановление Верховного Суда РФ от 08.04.2022 N 53-АД22-2-К8
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18, решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2022 N 44-АД22-9-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Корецкой Натальи Николаевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Соликамского судебного района Пермского края от 15.02.2019 N 5-126/19, решение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 26.03.2019 N 12-91/2019 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 27.05.2019 N 44а-634/2019, состоявшиеся в отношении начальника бюро главной бухгалтерии открытого акционерного общества "Соликамский магниевый завод" Корецкой Натальи Николаевны (далее - Корецкая Н.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 07.04.2023 N 39-АД23-1-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Гувакова Александра Анатольевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Курского судебного района Курской области от 5 октября 2021 г., решение судьи Курского районного суда Курской области от 19 января 2022 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2022 г., вынесенные в отношении должностного лица общества с ограниченной ответственностью "Бетонпромстрой" (далее - ООО "Бетонпромстрой") Гувакова Александра Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2020 N 306-ЭС20-5330 по делу N А49-1507/2019
Иванов С.В., как руководитель юридических лиц, зарегистрированных по адресу: г. Пенза ул. Рахманинова, 4Б-6, неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за нарушения установленного законом срока представления документов по требованию налогового органа).
Информационно-аналитический отчет об исполнении решений КС РФ в 2022 году
Постановлением судьи Верховного Суда РФ от 6 июля 2022 года решение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 26 марта 2019 года и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменены. Решением судьи Соликамского городского суда Пермского края от 18 августа 2022 года жалоба Н.Н. Корецкой удовлетворена. Постановление мирового судьи судебного участка N 5 Соликамского судебного района Пермского края от 15 февраля 2019 года отменено.
Постановление Верховного Суда РФ от 13.05.2022 N 53-АД22-3-К8
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18, решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Постановление Верховного Суда РФ от 18.07.2018 N 57-АД18-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Заккера Артема Юрьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Западного округа города Белгорода от 28.06.2017 N 5/2-716/2017, решение судьи Октябрьского районного суда города Белгорода от 13.09.2017 N 12-517/2017 и постановление председателя Белгородского областного суда от 27.03.2018 N 4А-67/2018, вынесенные в отношении Заккера Артема Юрьевича (далее - Заккер А.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 127-АД18-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Даниленко Ольги Анатольевны на постановление мирового судьи судебного участка N 85 Судакского судебного района (городской округ Судак) Республики Крым от 15.02.2018 N 5-85-54/2018, решение судьи Судакского городского суда Республики Крым от 05.04.2018 N 12-18/2018 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Крым от 19.07.2018 N 4а-587/2018, состоявшиеся в отношении Даниленко Ольги Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 26.04.2019 N 9-АД19-10
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Кудряшовой Ларисы Геннадьевны, действующей на основании доверенности в интересах Левичевой Екатерины Павловны, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Городецкого судебного района Нижегородской области от 14 декабря 2017 г., решение судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 15 марта 2018 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 9 августа 2018 г., вынесенные в отношении главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью "Леони Рус" (далее - ООО "Леони Рус", общество) Левичевой Екатерины Павловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,