1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
- Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
- Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные охраной водных объектов. Состав правонарушения формальный, если объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или несвоевременное исполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, несоблюдение или ненадлежащее соблюдение порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов, загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а также захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах; а субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности; а также если объективную сторону образуют действия, т.е. добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины, а субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Состав правонарушения усеченный, если объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь их загрязнение или другие вредные явления, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; а субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица (ч. 1, ч. 3 - ч. 5), граждане, предприниматели без образования юридического лица и юридические лица (ч. 2).
2. Водный режим представляет собой изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте. Истощение вод представляет собой постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Под охраной водных объектов понимается система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); а также ледники, снежники. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты (п. 5, п. 15, п. 17 ст. 1, ч. 1, ч. 2, ч. 5 ст. 5 ВК РФ). При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. Орошение, в т.ч. с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей. В целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (ч. 1, ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 59, ч. 3 ст. 61, ст. 64 ВК РФ).
3. Под водозабором в соответствии с Методикой исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 11 февраля 1998 г. N 81, понимается комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов. Водохозяйственная деятельность представляет собой деятельность граждан и юридических лиц, связанную с использованием, восстановлением и охраной водных объектов. Под загрязнением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов (п. II (2), п. II (5), п. II (7)). Засорение водных объектов представляет собой попадание в указанные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 19 Закона РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. N 2395-1).
4. Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду (абз. 2 ч. 2 ст. 16). При размещении объектов энергетики должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов (абз. 2 ч. 3 ст. 40, ч. 3 ст. 42, абз. 1, абз. 3 ч. 2 ст. 51).
5. Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ <56>, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. В их границах запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам, устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта (ч. 1 ст. 31, ч. 1, ч. 3 ст. 32). Под природными лечебными ресурсами в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ <57> следует понимать минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств (ч. 1 ст. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 11).
--------------------------------
<56> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; см. с изм. и доп.
<57> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713; см. с изм. и доп.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Базылевой Татьяны Васильевны, действующей на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания", на определение судьи Кемеровского областного суда от 10 сентября 2018 г. N 21-789-2018 о возвращении жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК", общество),
Решение Верховного Суда РФ от 08.11.2018 N 81-ААД18-15
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Базылевой Татьяны Васильевны, действующей на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания", на определение судьи Кемеровского областного суда от 10 сентября 2018 г. N 21-788-2018 о возвращении жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК", общество),
Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2020 N 5-АД20-59
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Романцова Р.М., действующего в интересах государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток", на вступившие в законную силу постановление от 07.11.2016 N 11-35/1914, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, решение судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 03.04.2018 N 12-132/2018, решение судьи Московского городского суда от 22.06.2018 N 7-6385/2018 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 06.05.2019 N 4а-706/2019, состоявшиеся в отношении государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" (далее - предприятие) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 24.08.2020 N 81-АД20-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Базылевой Т.В., действующей в интересах открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания", на вступившие в законную силу постановление от 16.05.2018 N 8АПН/09/18, вынесенное старшим государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды, решение главного государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды от 08.06.2018, решение судьи Березовского городского суда Кемеровской области от 14.08.2018 N 12-62/2018, решение судьи Кемеровского областного суда от 12.12.2018 и постановление заместителя председателя Кемеровского областного суда от 14.02.2019 N 4а-123/2019, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 04.09.2020 N 81-АД20-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Базылевой Т.В., действующей в интересах открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания", на вступившие в законную силу постановление от 23.10.2018 N 72АПН/03/18, вынесенное старшим государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды, решение главного государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды от 16.11.2018 N 72АПН/03/18/ВСВ, решение судьи Березовского городского суда Кемеровской области от 28.12.2018 N 12-100/2018, решение судьи Кемеровского областного суда от 18.02.2019 N 21-99/2019 и постановление заместителя председателя Кемеровского областного суда от 29.05.2019 N 4а-454/2019, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 04.09.2020 N 81-АД20-8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Базылевой Т.В., действующей в интересах открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания", на вступившие в законную силу постановление от 16.05.2018 N 9АПН/09/18, вынесенное старшим государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды, решение главного государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды от 08.06.2018 N 9АПН/09/18/ВСВ, решение судьи Березовского городского суда Кемеровской области от 13.08.2018 N 12-63/2018, решение судьи Кемеровского областного суда от 12.12.2018 N 21-981/2019 и постановление заместителя председателя Кемеровского областного суда от 14.02.2019 N 4а-122/2019, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 04.04.2022 N 25-АД22-1-К4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Южный узел" Вербина Максима Юрьевича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям от 27 ноября 2020 г. N 04-794/2020, решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 20 февраля 2021 г. (здесь и далее день изготовления решения в полном объеме), решение судьи Астраханского областного суда от 26 марта 2021 г. и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Южный узел" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 04.07.2022 N 19-АД22-8-К5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Локотош Петра Берталоновича, действующего на основании доверенности в интересах государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 3 марта 2021 г. N 26-21-990/АР-008/15, решение судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 2 июня 2021 г. и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 октября 2021 г., состоявшиеся в отношении государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2022 N 70-АД22-4-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Шевцова А.В. на вступившие в законную силу решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.06.2021 N 12-105/2021 и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.12.2021 N 16-5538/2021, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (далее - общество)
Постановление Верховного Суда РФ от 20.12.2022 N 5-АД22-86-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу защитника Панина А.А., действующего в интересах публичного акционерного общества "Россети Московский регион", на вступившее в законную силу постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2022 N 16-215/2022, вынесенное в отношении публичного акционерного общества "Россети Московский регион" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2019 N 8-АД19-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества "Яркоммунсервис" - генерального директора Гусарина М.Ю. на вступившие в законную силу постановление от 23.03.2018 N 117/129, вынесенное старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды, решение судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 14.08.2018 N 12-59/2018, решение судьи Ярославского областного суда от 24.09.2018 N 30-2-432/2018 и постановление председателя Ярославского областного суда от 30.01.2019 N 4а-15/2019, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Яркоммунсервис" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,