1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
3. Неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
4. Применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Статья 8.6. Порча земель
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в т.ч. осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67, рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (п. 2 прил. N 6). Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов (п. 5).
3. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз, финансовых гарантий реализации таких проектов (ч. 2 ст. 38, ч. 3 ст. 46).
4. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со ст. 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (ч. 2 ст. 78, ч. 4 ст. 88 ЗК РФ). Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, согласно Федеральному закону "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ <36>, допускается в исключительных случаях, связанных, например, со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов или добычи полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, в том числе подземными, в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (абз. 6, абз. 8 ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 9).
--------------------------------
<36> СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5276; см. с изм. и доп.
Суды установили, что спорные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, в течение более чем 3-х лет подряд не используются обществом по назначению. Данный факт суды признали подтвержденным протоколами осмотра земельных участков; вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях и судебными актами Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.04.2015 и 30.11.2015 по делам N А79-8949/2014 и А79-9312/2015. В частности суды приняли во внимание постановление Россельхознадзора от 19.08.2013 N 05/125 о привлечении общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное в части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое по результатам проведенной Россельхознадзором внеплановой проверки в 2013 году; постановление Россельхознадзора от 11.03.2015 N 05/03 о привлечении общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное в части 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 700 000 рублей, который решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 05.06.2015 по делу N 12-10/2015 снижен до 662 509 рублей. Кроме того суды учли выданные обществу предписания: от 19.08.2013 N 05/168, от 18.12.2014 по устранению допущенных нарушений. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опровергающих тому доказательств обществом не представлено.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 559-О
Постановлением уполномоченного должностного лица от 18 ноября 2016 года администрация названного муниципального образования привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель). Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции от 16 января 2017 года данное постановление оставлено без изменения.
Решение Верховного Суда РФ от 21.06.2019 N 81-ААД19-15
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Лейпи Романа Александровича, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский бройлер", на определение судьи Кемеровского областного суда от 1 апреля 2019 г. N 21-242/2019 о прекращении производства по жалобе и возвращении ее заявителю, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский бройлер" (далее - ООО "Кузбасский бройлер", общество),
Решение Верховного Суда РФ от 12.07.2019 N 81-ААД19-17
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего директора акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" Жукова Евгения Ивановича на определение судьи Кемеровского областного суда от 17 апреля 2019 г. о возвращении жалобы без рассмотрения и прекращении производства по ней, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (далее - АО "РУСАЛ Ачинск", общество),
Решение Верховного Суда РФ от 06.09.2019 N 53-ААД19-8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Виноградова Николая Николаевича, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Агрострой", на определение судьи Красноярского краевого суда от 20 июня 2019 г. об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" (далее - ООО "Агрострой", общество),
Решение Верховного Суда РФ от 26.09.2019 N 4-ААД19-11
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Санькова Вячеслава Николаевича на определение судьи Московского областного суда от 30 мая 2019 г. о прекращении производства по жалобе, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Санькова Вячеслава Николаевича,
Постановление Верховного Суда РФ от 08.04.2020 N 85-АД20-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Бочарова Я.В., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Брянские сыроварни", на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 27.02.2019 N 073-Р/19, решение судьи Людиновского районного суда Калужской области от 08.05.2019 N 12-3-10/2019, решение судьи Калужского областного суда от 06.08.2019 N А-7-21-381/2019 и постановление заместителя председателя Калужского областного суда от 23.10.2019 N 4-А-395/2019, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Брянские сыроварни" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 03.07.2020 N 18-АД20-18
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Зборовского Павла Михайловича на вступившие в законную силу постановление начальника Сочинского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17 декабря 2018 г. N 26 з/2018-257, решение судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 февраля 2019 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 мая 2019 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 13 января 2020 г., вынесенные в отношении Зборовского Павла Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 11.09.2020 N 43-АД20-5
Из материалов дела следует, что постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Кировской области и Удмуртской Республике от 30 августа 2018 г. Макаров В.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 5 - 7).
Постановление Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 35-АД20-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Никитенко Анастасии Андреевны, действующей на основании доверенности в интересах Ворониной Натальи Олеговны, на решение судьи Тверского областного суда от 11 декабря 2019 г. N 21-515/2019 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2020 г. N 16-3346/2020, вынесенные в отношении Ворониной Натальи Олеговны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 19.10.2020 N 35-АД20-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Никитенко А.А., действующей на основании доверенности в интересах Ворониной Натальи Олеговны, на решение судьи Тверского областного суда от 11.12.2019 N 21-514/2019 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2020 N 16-3347/2020, вынесенные в отношении Ворониной Натальи Олеговны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,