ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2019 г. N 8-АПА19-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Компания "КНК-СЕРВИС" о признании недействующим пункта 2 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 9 ноября 2017 г. N 12-н, по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 23 января 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца Белугина М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области приказом от 9 ноября 2017 г. N 12-н утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год).
Приказ департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 9 ноября 2017 г. N 12-н опубликован в печатном издании "Документ-Регион" N 97 от 17 ноября 2017 г.
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 27 декабря 2017 г. N 14-н приказ от 9 ноября 2017 г. N 12-н изменен, Перечень на 2018 год изложен в новой редакции.
Приказ департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 27 декабря 2017 г. N 14-н опубликован в печатном издании "Документ-Регион" N 111 от 29 декабря 2017 г.
В пункт 2 Перечня на 2018 год (в редакции приказа департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 27 декабря 2017 г. N 14-н) включено нежилое здание с кадастровым номером 76:23:010101:9313, расположенное по адресу г. Ярославль, Промышленное ш., д. 60.
Общество с ограниченной ответственностью Компания "КНК-СЕРВИС" (далее - ООО Компания "КНК-СЕРВИС", общество), являясь в отношении здания плательщиком налога на имущество организаций, обратилось в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просило признать недействующим пункт 2 Перечня на 2018 год.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что здание хотя и имеет наименование "мини-рынок", но представляет собой не торговый, а полностью транспортно-экспедиционный комплекс, предназначенный и фактически использующийся для осуществления деятельности по хранению, складированию, логистическому сопровождению и транспортировке товаров. Наименование "мини-рынок", содержащееся в Едином государственном реестре недвижимости, не актуально в связи с реконструкцией здания в 2008 году. В настоящее время ремонтно-строительные работы в помещениях здания не окончены, часть помещений в связи с этим не используется, помещения не отапливаются. При этом изменить наименование объекта недвижимости не представляется возможным в связи с наличием в Едином государственном реестре недвижимости регистрационных записей об ипотеке, а также по причине наложения двух арестов на все регистрационные действия с ним.
Решением Ярославского областного суда от 23 января 2019 г. административное исковое заявление ООО Компания "КНК-СЕРВИС" удовлетворено, пункт 2 Перечня на 2018 год признан не действующим с момента принятия.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного истца со ссылкой на то, что при его принятии судом первой инстанции неправильно применены нормы статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 31 октября 2017 г. N 44-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах".
В обоснование апелляционной жалобы указано на то, что здание с кадастровым номером 76:23:010101:9313 в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, имеет наименование "мини-рынок". Назначением и наименованием помещений, отдельно стоящих на кадастровом учете, является "нежилое помещение", их площадь составляет 34,19% от общей площади здания. Остальные помещения отдельно на кадастровом учете не стоят, в связи с чем на них распространяются характеристики целого здания, в том числе наименование "мини-рынок", что составляет 65,81% от его общей площади.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО Компания "КНК-СЕРВИС", прокуратурой Ярославской области представлены возражения.
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Статьей 2.1 Закона Ярославской области от 15 октября 2003 г. N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области от 15 октября 2003 г. N 46-з) предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 до 25000 квадратных метров включительно и помещения в них;
2) нежилые помещения площадью от 1000 до 25000 квадратных метров включительно, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Суд первой инстанции, принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Ярославской области от 15 октября 2003 г. N 46-з, Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 2 апреля 2007 г. N 116, установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в надлежащей форме, с соблюдением требований к его опубликованию и введению в действие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, здание с кадастровым номером 76:23:010101:9313 площадью 11206,9 кв. м, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, имеет назначение "нежилое здание" и наименование "мини-рынок".
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 76:23:011001:1172 площадью 11234 +/- 37 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "транспортно-экспедиционные предприятия".
Расположенные в здании помещения, являющиеся самостоятельными объектами недвижимого имущества, имеют назначение и наименование "нежилое помещение".
Остальные помещения, сведения о которых в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, по данным технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (технический паспорт) не имеют торгового назначения (склады, помещения, коридоры и пр.).
Здание с кадастровым номером 76:23:010101:9313 было включено в Перечень на 2018 год как торговый центр исходя из его предназначения.
При этом действия по установлению вида его фактического использования в порядке, установленном постановлением Правительства Ярославской области от 27 августа 2015 г. N 948-п, уполномоченным органом при принятии оспариваемого нормативного правового акта не производились.
При таких обстоятельствах оснований для отнесения здания к торговому центру согласно сведениям о виде разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, а также исходя из его фактического использования, у административного ответчика не имелось.
Отклоняя доводы административного ответчика о правомерности включения здания в Перечень на 2018 год как торгового комплекса исходя из его предназначения, суд пришел к правильному выводу о том, что с учетом конкретных обстоятельств дела основания для этого также отсутствовали.
Понятие "торгового объекта" дано в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 582-ст.
Торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Кроме того, в соответствии с пунктами 53, 54 приведенного Национального стандарта:
торговый центр - совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин;
торговый комплекс - совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
Следовательно, для того чтобы признать объект недвижимости торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещения, предназначенные для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что здание с кадастровым номером 76:23:010101:9313 соответствует вышеназванным требованиям, необходимым для признания его торговым объектом, а равно - торговым центром или торговым комплексом.
Вопреки доводам административного ответчика то обстоятельство, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, наименование здания - "мини-рынок", а его площадь - 11234 кв. м, само по себе о соответствии его признакам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с приведенными положениями Федерального закона и Национального стандарта, в данном случае свидетельствовать не может.
При этом суд правомерно признал заслуживающими внимания доводы административного истца, подтвержденные имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости, о том, что в отношении здания с кадастровым номером 76:23:010101:9313 установлен запрет на совершение регистрационных действий, наличие которого исключает возможность приведения наименования здания в соответствие с его фактическим использованием.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что на помещения в здании, которые отдельно на государственном кадастровом учете не стоят (65,81% от его общей площади), распространяются характеристики самого здания, в том числе наименование "мини-рынок", поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и не учитывают обстоятельств, верно установленных судом на основании представленных в материалы дела доказательств.
Вопреки указанным доводам ни сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, ни документы технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (технический паспорт) не предусматривают того, что находящиеся в здании с кадастровым номером 76:23:010101:9313 помещения предназначены для использования в целях размещения торговых объектов.
В соответствии с требованиями статьей 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт. Необходимых доказательств того, что здание с кадастровым номером 76:23:010101:9313 является торговым объектом (торговым центром, торговым комплексом), административным ответчиком не представлено.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ярославского областного суда от 23 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.