ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2018 г. N 85-КГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Галаевой Валентины Ивановны на решение Калужского районного суда Калужской области от 6 сентября 2017 года и определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 15 ноября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Галаевой В.И. о признании незаконными предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 19 мая 2017 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 27 июля 2017 года и о проведении мероприятий по государственному земельному контролю.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в период с 30 января по 17 февраля 2017 года в ходе проверки государственным инспектором по охране земель Калужской области соблюдения Галаевой В.И. требований земельного законодательства Российской Федерации установлено, что Галаева В.И. осуществляет пользование земельным участком, расположенным по адресу: г. < ... > , < ... > , площадью 337 квадратных метров в отсутствие зарегистрированного в установленном законом порядке права на названный участок, в связи с чем 1 февраля 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - Управление Росреестра по Калужской области) в адрес Галаевой В.И. вынесено предписание N 30/2012 об устранении до 2 мая 2017 года выявленного нарушения требований земельного законодательства (далее - Предписание от 1 февраля 2017 года) с указанием, что его неисполнение является основанием для привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19 мая 2017 года в ходе проведенной государственным инспектором по охране земель Калужской области проверки соблюдения Галаевой В.И. требований земельного законодательства Российской Федерации установлено неисполнение названного выше предписания, а также то обстоятельство, что Галаева В.И. продолжает осуществлять пользование названным выше земельным участком в отсутствие зарегистрированного в установленном законом порядке права на этот участок, что явилось поводом для вынесения 19 мая 2017 года Управлением Росреестра по Калужской области предписания N 30/2012 об устранении до 19 сентября 2017 года выявленного нарушения (далее - Предписание от 19 мая 2017 года).
14 августа 2017 года Галаева В.И. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Калужской области об оспаривании бездействия ответчика по рассмотрению ее обращения о проведении государственного земельного контроля и ответа от 27 июля 2017 года, а также о возложении на административного ответчика обязанности провести мероприятия по государственному земельному контролю в отношении земельного участка при домовладении N < ... > .
15 августа 2017 года Галаева В.И. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Калужской области о признании незаконным и отмене Предписания от 19 мая 2017 года, указывая, что вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 28 марта 2014 года определен порядок пользования земельным участком под домом < ... > в городе < ... > : в пользование Х. и Галаевой В.И. выделены земельные участки площадью 337 квадратных метров каждый в соответствии с планом (вариант 5), составленным экспертами казенного предприятия Калужской области "Бюро технической инвентаризации", являющимся неотъемлемой частью решения суда, то есть разрешен спор о порядке пользования земельными участками без возложения обязанности по государственной регистрации прав на участки.
По мнению административного истца, названный судебный акт не может быть ею исполнен, так как площадь земельного участка, указанная в судебном акте, не совпадает с площадью земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем оформление в установленном законом порядке прав на земельный участок невозможно.
Определением от 6 сентября 2017 года дела по указанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 6 сентября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 15 ноября 2017 года, в удовлетворении заявленных Галаевой В.И. требований отказано.
Определением председателя Калужского областного суда от 22 декабря 2017 года административному истцу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 19 июня 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной Галаевой В.И. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по настоящему делу судебных актов ввиду неправильного применения норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов определен подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит 1/2 доли в праве собственности на дом N < ... > по ул. < ... > г. < ... > , следовательно, ей в установленном законом порядке принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выделенным на основании судебного акта под принадлежащий ей объект недвижимого имущества, не признанный в установленном законом порядке самовольным.
Уполномоченный орган вынес оспариваемое предписание, полагая, что Галаева В.И. на основании решения Калужского районного суда Калужской области от 28 марта 2014 года, которым определен порядок пользования земельным участком, обязана в установленном порядке оформить права на землю в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 1 статьи 25 и пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного кодекса (в том числе право собственности и право пользования), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и удостоверяются документами в порядке, предусмотренном указанным законом.
Между тем, приведенные нормы не возлагают на Галаеву В.И. (пользователя, собственника земельного участка) обязанности обратиться за осуществлением кадастрового учета и регистрацией своего права; такие действия производятся по усмотрению заявителя и не ограничены каким-либо сроком, а их невыполнение не является нарушением законодательства.
Указанные в оспариваемом предписании действия (бездействие) административного истца не образуют состава правонарушения, влекущего административную либо иную ответственность, следовательно, отсутствовали правовые основания для направления Галаевой В.И. предписания, которым фактически на нее возложена обязанность оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный ей в пользование, как собственнику расположенного на участке жилого строения.
При таком положении суд апелляционной инстанции неправомерно признал верным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого предписания, являющегося ненормативным правовым актом государственного органа, обладающего властными полномочиями, возлагающего на административного истца обязанность устранить нарушения земельного законодательства, которые он не совершал, следовательно, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований об отмене Предписания от 19 мая 2017 года нельзя признать законными.
Судебная коллегия считает необходимым указать, что определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 года N 85-КГ18-2 Предписание от 1 февраля 2017 года признано незаконным и отменено.
Вместе с тем обжалуемые в кассационном порядке судебные акты в части признания не подлежащим удовлетворению требования административного истца об оспаривании бездействия ответчика по рассмотрению обращения о проведении государственного земельного контроля и возложении обязанности провести мероприятия по государственному земельному контролю в отношении земельного участка являются правильными, поскольку административным ответчиком не допущено бездействие, нарушающее права и законные интересы Галаевой В.И. ввиду отсутствия оснований для проведения мероприятий государственного земельного надзора по обращению Галаевой В.И., рассмотренному в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", о чем заявителю направлен мотивированный ответ за подписью уполномоченного должностного лица.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Галаевой В.И., считает необходимым отменить их в части отказа в удовлетворении требования о признании Предписания от 19 мая 2017 года незаконным и, не передавая административное дело на новое рассмотрение, принять решение об удовлетворении административного искового заявления Галаевой В.И. в этой части.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 6 сентября 2017 года и определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 15 ноября 2017 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 19 мая 2017 года N 30/2012 отменить и принять новое решение, которым признать незаконным предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 19 мая 2017 года N 30/2012 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
В остальной части решение Калужского районного суда Калужской области от 6 сентября 2017 года и определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 15 ноября 2017 года оставить в силе.