КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2023 г. N 2982-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ЗАКРЫТОГО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ФИРО-О" НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 20 ПРАВИЛ САНИТАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы закрытого акционерного общества "ФИРО-О" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Закрытое акционерное общество "ФИРО-О" (далее также - ЗАО "ФИРО-О") оспаривает конституционность пункта 20 (а фактически только его подпункта "а") Правил санитарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2047), согласно которому в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Как следует из представленных материалов, постановлением должностного лица, оставленным без изменения решением судьи районного суда и судьями вышестоящих судов, ЗАО "ФИРО-О" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах" КоАП Российской Федерации. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужило наличие на лесных участках, арендованных ЗАО "ФИРО-О" для заготовки древесины, несанкционированных мест складирования отходов, собственник которых не установлен.
По мнению заявителя, оспариваемое положение противоречит статьям 2, 15 (часть 1) и 17 - 19 Конституции Российской Федерации, поскольку допускает привлечение лица к административной ответственности в отсутствие доказательств его причастности к соответствующему административному правонарушению.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечить сбалансированное развитие экономики, улучшение состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России, выполнение международных обязательств - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П и др.). Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство (Определение от 23 июля 2020 года N 1752-О).
Исходя из указанных особенностей правового режима лесного фонда Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам), которая направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию и включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (части 1 и 2 статьи 60.1 и часть 1 статьи 60.2).
С учетом приведенных законоположений и на основании части 3 статьи 60.3 этого же Кодекса Правительством Российской Федерации утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах (пункт 1). В силу данных Правил в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды (подпункт "а" пункта 20); очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами (пункт 45).
Одной из мер, направленных на надлежащее исполнение Правил санитарной безопасности в лесах, является административная ответственность, предусмотренная статьей 8.31 КоАП Российской Федерации, которая во взаимосвязи с иными положениями этого Кодекса предполагает, что по делу о соответствующем административном правонарушении выяснению подлежат все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения (пункты 2, 3 и 7 статьи 26.1 данного Кодекса).
Следовательно, пункт 20 Правил санитарной безопасности в лесах не допускает возможности произвольного привлечения лица к административной ответственности и не может расцениваться как нарушающий конституционные права ЗАО "ФИРО-О" в указанном в жалобе аспекте.
Разрешение же вопроса о том, было ли допущено заявителем нарушение каких-либо требований названных Правил, выяснение фактических и иных обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "ФИРО-О", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН