ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 октября 1997 г. N 06-10/20841
О НАПРАВЛЕНИИ КОПИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОГО ОРГАНА
Направляем для сведения копию Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу) от 25.09.97 по жалобе Читинской таможни на решение от 17.06.97 и Постановление апелляционной инстанции от 30.07.97 по делу N А78-116у арбитражного суда Читинской области.
Названным Постановлением Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа подтвердил, что изготовление издательско-полиграфическим комплексом "Забтранс" (структурное подразделение Управления Забайкальской железной дороги, без прав юридического лица) печатной продукции для нужд Забайкальской железной дороги не может быть отнесено к полиграфической деятельности в области образования, науки и культуры в понимании Закона Российской Федерации "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", а Забайкальская железная дорога не является полиграфическим предприятием осуществляющим, издательскую и полиграфическую деятельность, и поэтому не имеет права на льготы по уплате таможенных платежей. У арбитражного суда Читинской области не было оснований для удовлетворения требований истца, в связи с чем в иске Управления Забайкальской железной дороги к Читинской таможне о взыскании 114686211 рублей отказано.
Предлагаем использовать данное Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в практической работе по защите интересов таможенных органов в судебно-правовых органах.
И.о. Начальника
Правового управления
Н.М.КУТЛУБАЕВ
Приложение
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 1997 года
КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ И
ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЙ (ПОСТАНОВЛЕНИЙ) АРБИТРАЖНЫХ
СУДОВ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
г. Иркутск Дело N А78-116у-ФО2-925/97-С1-1/59
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Елфимовой Г.В.,
судей: Косачевой О.И., Першутова А.Г.
при участии в заседании: представителей Забайкальской железной дороги Путиловой Н.А. (доверенность от 22.09.97 N 01-39-278), Денисовой И.А. (доверенность от 05.01.97 N 01-39-06);
представителя Читинской таможни - главного инспектора юротдела Восточно-Сибирского таможенного управления - Мегуновой Е.В. (доверенность от 08.09.97 юр-10-09/12 и от 10.09.97 N 06/2897),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Читинской таможни на решение от 17.06.97 и Постановление апелляционной инстанции от 30.07.97 по делу N А78-116у арбитражного суда Читинской области,
судья первой инстанции: Сизикова С.М.
судьи апелляционной инстанции: Виноградова Н.Ф., Черенкова Т.Г., Стремецкая Т.Ф.
установила:
Управление Забайкальской железной дороги обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 114686211 рублей - суммы, уплаченной ими таможенной пошлины за декларирование ввезенной двухсекционной рулонной офсетной печатной машины.
Решением суда от 17.06.97 иск удовлетворен, взыскано с Читинской таможни в пользу Забайкальской железной дороги сумма таможенного сбора 114686211 рублей, расходы по госпошлине в сумме 3893725 рублей. Итого: 118579936 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.07.97 решение суда оставлено без изменения.
На судебные акты Читинской таможней принесена кассационная жалоба, которая не согласна с решением и Постановлением арбитражного суда Читинской области по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона РФ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ" от 01.12.95 и пункту "л" статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" без взимания таможенных пошлин проводится таможенное оформление бумаги, полиграфических материалов и полиграфических носителей, аудио- и видеоинформации, технологического и инженерного оборудования, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Издательско-полиграфический комплекс (ИПК) "Забтранс" организован как структурное подразделение Управления Забайкальской железной дороги в составе хозяйственного отдела и не является юридическим лицом.
Основными задачами и функциями ИПК "Забтранс" в соответствии с положением являются:
- обеспечение дороги всеми видами необходимой бланочной и книжно-журнальной продукции;
- печать газеты "Забайкальская магистраль";
- выполнение заказов сторонних организаций на изготовление печатной продукции;
- выпуск собственной печатной продукции и бумажно-письменных товаров и т.д.
Из изложенного видно, что функции ИПК "Забтранс" не связаны с образованием, наукой и культурой, как это отмечается в Законе, а одной из функций является коммерческая - выполнение заказов сторонних организаций на изготовление печатной продукции.
При рассмотрении дела в первой инстанции суд, ссылаясь на пункт 6 Временного положения об издательской деятельности в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.04.91 N 211 "О регулировании издательской деятельности в РСФСР" приводит определение "издательства", хотя в статье 1 Закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ" от 01.12.95 понятие "издательства" дается отличное, приведенному решению суда. Указанный Закон гласит: "Под издательством понимается предприятие государственной формы собственности или организации иной формы собственности, осуществляющее подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции".
В приведенном определении не указываются структурные подразделения предприятий, непосредственно осуществляющие издательскую деятельность.
Основные задачи и функции Забайкальской железной дороги предусмотрены уставом данного предприятия и среди них ведение такого рода деятельности, как издательская, даже не упоминается.
В связи с вышеизложенным ответчик считает, что Забайкальская железная дорога не относится к предприятиям и организациям, осуществляющим издательскую и полиграфическую деятельность, а стало быть она не имеет право на льготы по уплате таможенных платежей.
Дело Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа рассматривается в порядке главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно договора N 7239 от 15.03.95 Управление Забайкальской железной дороги в 1996 году получило двухсекционную рулонную офсетную печатную машину для издательско-полиграфического комплекса "Забтранс", являющегося структурным подразделением Забайкальской железной дороги без права юридического лица.
При ввозе машины и ее декларировании с Забайкальской железной дороги было взыскано 114686211 рублей за таможенное оформление, то есть в отношении дороги не была применена льгота, установленная Федеральным законом "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 01.12.95. С требованиями о возврате уплаченного таможенного платежа обратилось в арбитражный суд Управление Забайкальской железной дороги.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласилась и апелляционная инстанция, указал, что из Устава Забайкальской железной дороги усматривается, что предметом ее деятельности является не только оказание транспортных услуг, но и любая деятельность, не запрещенная законом.
С 1994 года Забайкальская железная дорога получила в Комитете РФ по печати лицензию N 020900 от 21.07.94, дающую право на занятие издательской деятельностью, и лицензию N 020013 от 13.07.94 на право занятия полиграфической деятельностью.
Непосредственное занятие издательской и полиграфической деятельностью осуществляло структурное подразделение Забайкальской железной дороги без права юридического лица - издательско - полиграфический комплекс "Забтранс", занимающийся подготовкой и выпуском газеты "Забайкальская магистраль", плакатов, буклетов, книг, предназначенных для неограниченного круга лиц. По мнению суда, вся печатная продукция связана с образованием и культурой. Суд пришел к выводу, что Забайкальская железная дорога, покупатель печатной машины соответствует основным понятиям, определяющим предприятия, освобожденные от уплаты таможенных пошлин и сборов Федеральным законом "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимание, а решение и Постановление арбитражного суда подлежащими отмене.
Коллегия считает, что суд правильно указав Закон, которым он руководствовался, статью 3 Закона Российской Федерации "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ" от 01.12.95 и пункт "л" статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 25.11.95 N 185, дал широкое понятие данным нормам.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ" от 01.12.95 без взимания таможенных пошлин проводится таможенное оформление "бумаги, полиграфических материалов и полиграфических носителей, аудио- и видеоинформации, технологического и инженерного оборудования, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой".
Из материалов дела усматривается, что по договору N 7239 от 15.03.95 покупателем ввозимого на территорию Российской Федерации печатного оборудования являлась Забайкальская железная дорога, она заключила договор от своего имени и являлась плательщиком и грузополучателем по данному договору.
13.07.94 Забайкальская железная дорога получила в Комитете Российской Федерации по печати лицензию на полиграфическую деятельность, а 21.07.94 - лицензию на издательскую деятельность. Согласно пункта 4 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 960 "О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что действующие полиграфические предприятия должны обратиться в соответствующие органы с заявлением для получения лицензии на полиграфическую деятельность.
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке открытия полиграфических предприятий, утвержденного названным выше Постановлением, к заявлению о получении лицензии должны быть приложены документы:
- заверенная в установленном порядке копия устава полиграфического предприятия, уставной правоспособностью которого предусматривается право занятия полиграфической деятельностью;
- заверенная в установленном порядке копия решения либо свидетельства о государственной регистрации полиграфического предприятия в качестве юридического лица.
Согласно Устава Забайкальской железной дороги - государственного предприятия, относящегося к федеральной собственности, последнее создано в целях удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках груза и пассажиров, ее деятельность осуществляется в сфере транспортных услуг, промышленного и строительного производства, торговли и материально-технического снабжения, народного образования здравоохранения, культуры и спорта, научно-исследовательской, проектно-конструкторской, проектно-изыскательской и других сферах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Среди задач и функций Забайкальской железной дороги ведение такого рода деятельности, как издательская, даже не упоминается.
Устав утвержден 27.10.92 (л.д. 52-71). В перечне к Уставу предприятий, организаций и учреждений, входящих в состав Забайкальской железной дороги, полиграфического предприятия не значится. Изменений в Устав и перечень к нему не вносилось.
23.05.94 начальником Забайкальской железной дороги было утверждено Положение о издательско-полиграфическом комплексе "Забтранс" Забайкальской железной дороги, согласно которого данный комплекс организуется как структурное подразделение управления дороги в составе хозяйственного отдела.
В статье 1 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 01.12.95 дается определение понятия полиграфического предприятия: "под полиграфическим предприятием понимается предприятие государственной формы собственности или организация иной формы собственности, осуществляющая материально-техническое обеспечение выпуска газетной и книжно-журнальной продукции".
Кассационная коллегия, с учетом требований приведенных выше Законов, считает, что издательско-полиграфический комплекс "Забтранс" не может быть отнесен к полиграфическому предприятию, так как является структурными подразделением управления железной дороги на правах отдела в отделе и не являлось юридическим лицом.
Основными задачами и функциями ИПК "Забтранс" являются:
- обеспечение дороги всеми видами необходимой бланковой и книжно-журнальной продукции;
- печать газеты "Забайкальская магистраль";
- выполнение заказов сторонних организаций на изготовление печатной продукции;
- выпуск собственной печатной продукции и бумажно-письменных товаров.
Указанные функции не могут быть отнесены как связанные с образованием, наукой и культурой, тогда как это безусловное требование Закона РФ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ" и Закона РФ "О таможенном тарифе". Изготовление ИПК "Забтранс" иной печатной продукции осуществляется на коммерческой основе путем выполнения заказов сторонних организаций на договорных началах.
Кассационная коллегия считает, что изготовление ИПК "Забтранс" печатной продукции для нужд Забайкальской железной дороги не может быть отнесено к полиграфической деятельности в области образования, науки и культуры в понимании Закона РФ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ".
Сама Забайкальская железная дорога также не является полиграфическим предприятием, осуществляющим издательскую и полиграфическую деятельность, поэтому не имеет права на льготы по уплате таможенных платежей, и у арбитражного суда Читинской области не было оснований для удовлетворения требований истца, в связи с чем в иске Забайкальской железной дороги следует отказать.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" от 31.12.95 государственная пошлина за рассмотрение дела в кассационном порядке подлежит взысканию с Забайкальской железной дороги в сумме 1946863 рубля.
Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 17.06.97 по делу N А78-116у и Постановление апелляционной инстанции от 30.07.97 арбитражного суда Читинской области отменить.
В иске Управления Забайкальской железной дороги к Читинской таможне о взыскании 114686211 рублей отказать.
Взыскать с Управления Забайкальской железной дороги в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1946863 рубля.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
Г.В.ЕЛФИМОВА
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
А.Г.ПЕРШУТОВ