ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 ноября 2005 г. N 37
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И РАССЛЕДОВАНИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
Имеющиеся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации материалы свидетельствуют о том, что не везде надзор за исполнением законов в сфере внешнеэкономической деятельности организован надлежащим образом.
Прокуроры не в полной мере реализуют предоставленные им полномочия по выявлению и устранению причин, способствующих правонарушениям и преступлениям в таможенной сфере, по защите прав граждан, интересов государства и общества. Расследование уголовных дел о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей, других преступлениях, производство по делам об административных правонарушениях зачастую ведется неоперативно, с отступлением от требований процессуального законодательства.
Руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, иным прокурорам специализированных прокуратур усилить надзор за исполнением таможенного законодательства, принять дополнительные меры, направленные на выявление, пресечение, предупреждение и расследование преступлений и правонарушений в таможенной сфере.
1.1. Основные усилия сосредоточить на надзоре за исполнением законодательства, регламентирующего применение таможенных процедур; таможенный и валютный контроль; исчисление, уплату и взыскание таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности; производство по делам об административных таможенных правонарушениях; рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях в таможенной сфере; возбуждение и расследование уголовных дел; проведение оперативно-розыскной деятельности; деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в таможенных органах.
1.2. Обеспечить тесное взаимодействие между транспортными прокуратурами, надзирающими за процессуальной деятельностью таможенных органов, и районными территориальными прокуратурами, осуществляющими надзор за расследованием уголовных дел, возбужденных таможенными органами.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
2.1. Систематически, учитывая состояние законности, проводить проверки исполнения таможенного законодательства, обращая особое внимание на соблюдение требований закона, регламентирующего порядок проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств и их выпуска; применение таможенных режимов; взыскание пошлин, налогов и сборов; правомерность решений таможенных органов, связанных с проведением таможенных операций, непринятием от участников внешнеэкономической деятельности и граждан таможенных документов, а также отказом в применении специальных процедур, выдачей разрешений на внутренний транзит, включением в реестры таможенных перевозчиков и брокеров, владельцев таможенных складов и складов временного хранения.
2.2. Средствами прокурорского надзора добиваться от таможенных органов своевременного выявления и пресечения контрабанды, случаев уклонения от уплаты таможенных платежей и других преступлений в таможенной сфере, установления лиц, их совершивших.
Для выявления преступлений, сокрытых от учета, практиковать проверки в подразделениях, производящих таможенное оформление товаров, начисление и взыскание таможенных платежей, инспектирование нижестоящих таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Регулярно сопоставлять сведения о направленных таможенными органами в другие правоохранительные органы материалах, содержащих сообщения о преступлении, добиваться, чтобы по каждому материалу принималось своевременное и законное процессуальное решение.
2.3. Осуществляя надзор за расследованием уголовных дел, первостепенное значение уделять выяснению вопросов о том, насколько полно и своевременно в ходе расследования принимались меры по возмещению причиненного государству ущерба. В обязательном порядке проверять соблюдение требований закона, регламентирующих изъятие товаров, признание их вещественными доказательствами, а также правил их реализации организациями, уполномоченными на осуществление такой деятельности и перечисление денежных средств в федеральный бюджет.
Функции по надзору за расследованием уголовных дел о контрабанде и других преступлениях в таможенной сфере возложить на подразделения, осуществляющее прокурорский надзор за процессуальной деятельностью правоохранительных органов.
2.4. При проверках исполнения таможенными органами Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" изучать законность и обоснованность заведения и прекращения дел оперативного учета, остро реагировать на факты бездеятельности оперативно-розыскных подразделений.
2.5. Наладить координацию деятельности органов прокуратуры, ФСБ, МВД, ФСКН, ФТС по борьбе с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов, незаконным возмещением налога на добавленную стоимость и коррупцией в таможенной сфере. В решении этих вопросов тесно взаимодействовать с органами исполнительной власти, налоговыми органами, пограничными войсками, органами управления транспортом.
2.6. Проведение предварительного следствия по делам о взяточничестве и оказании сотрудниками таможенных органов преступного содействия участникам внешнеэкономической деятельности и гражданам в совершении нарушений таможенного законодательства поручать наиболее квалифицированным следователям. Ход расследования таких дел держать под особым контролем.
2.7. При осуществлении надзора за исполнением законодательства об административных правонарушениях акцентировать внимание на законности и своевременности возбуждения дел об административных правонарушениях, качестве составления протоколов о совершенном правонарушении, обоснованности освобождения от наказания лиц, привлекаемых к административной ответственности, и прекращения производства по делам.
При обнаружении в материале дела об административном правонарушении сведений, указывающих на признаки контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и других преступлений, незамедлительно возбуждать уголовные дела и виновных должностных лиц таможенных органов привлекать к предусмотренной законом ответственности.
2.8. Регулярно через средства массовой информации информировать общественность о принимаемых органами прокуратуры мерах по устранению нарушений таможенного законодательства, разъяснять правовые последствия уклонения от уплаты таможенных платежей и других нарушений закона.
3. Главному управлению по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД, ФСКН, ФТС и юстиции:
3.1. Взять под неослабный надзор законность деятельности подразделений центрального аппарата ФТС России, прежде всего соблюдения требований закона о регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлении, проведении дознания и неотложных следственных действий, законодательства об административных правонарушениях.
3.2. При осуществлении надзора за организацией на местах дознания и предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях в таможенной сфере принимать исчерпывающие меры для исключения случаев волокиты при возбуждении и расследовании уголовных дел, неполноты и некачественного расследования преступлений указанной категории.
3.3. Систематически анализировать состояние законности в таможенной сфере, обобщать прокурорско-следственную практику по уголовным делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей, а также о преступлениях по службе, совершенных должностными лицами таможенных органов.
4. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с Главным управлением по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД ФСКН, ФТС и юстиции и управлением методического обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации до конца 2005 г. направить прокурорам методическое пособие по организации прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства.
5. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".
6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 12.04.2001 N 23 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах" применять в части, не противоречащей настоящему Приказу.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных прокурорско-следственных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
действительный государственный
советник юстиции
В.В.УСТИНОВ