ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2023 г. N 22-ИКАД23-1-А3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н., Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26 августа 2022 года по административному делу N 3а-88/2022 по административному исковому заявлению Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным и об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 4 августа 2022 года N 26/151-7 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания Григорьева А.В. и Сидорова Ю.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителей Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания Завацкого А.А. и Галустян И.В., заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавших необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания (далее - Избирательная комиссия) от 17 июня 2022 года N 13/80-7, опубликованным в газете "Северная Осетия" от 22 июня 2022 года N 108 (28545), на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва.
8 июля 2022 года Избирательная комиссия приняла постановление N 18/111-7, которым заверен список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания (далее также - Избирательное объединение) по единому республиканскому избирательному округу.
Постановлением Избирательной комиссии от 4 августа 2022 года N 26/151-7 (далее - постановление от 4 августа 2022 года N 26/151-7) отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Избирательным объединением, на основании пунктов 12, 13, 14 части 10 статьи 42 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года N 69-РЗ "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания" (далее - Закон Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ), в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, собранных в его поддержку. Как следует из содержания постановления, из представленных для регистрации списка кандидатов 2822 подписей избирателей недействительными признаны 383 подписи, или 13,5 процентов, при этом более 5 процентов подписей избирателей (319) собраны в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен.
Избирательное объединение обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и об отмене постановления от 4 августа 2022 года N 26/151-7, ссылаясь на то, что оно противоречит положениям действующего законодательства о выборах, а также нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Избирательного объединения отказано.
В кассационной жалобе административного истца, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами не допущено такого рода нарушений норм материального или процессуального права.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Из содержания пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) следует, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации списка кандидатов, к числу которых среди прочих отнесены: наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, более 5 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "в"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума (подпункт "г").
Аналогичные положения содержатся в пунктах 13, 14 части 10 статьи 42 Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 3 статьи 37.2 Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением указанных положений, являются недействительными.
Как следует из материалов административного дела, в соответствии с постановлением Избирательной комиссии от 17 июня 2022 года N 13/81-7 для регистрации списка кандидатов, выдвинутого Избирательным объединением на выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, необходимо было представить 2592 подписи избирателей, из которых 1296 подписей могли быть собраны с использованием федеральной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (максимальное количество подписей избирателей, представляемых в Избирательную комиссию, - 2851).
26 июля 2022 года уполномоченным представителем Избирательного объединения для регистрации списка кандидатов представлен пакет документов, включавший подписные листы, содержавшие 1526 подписей избирателей, а также 1296 подписей избирателей, собранных через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов Избирательного объединения, составленному рабочей группой 1 августа 2022 года и представленному в Избирательную комиссию, признаны недействительными 64 подписи избирателей (2,26 процентов от общего количества подписей) в связи с допущенными нарушениями порядка заверения подписных листов, неполноты указания данных избирателей. Законность признания указанных подписей недействительными Избирательным объединением не оспаривается.
Кроме того, в Избирательную комиссию поступила письменная информация врио министра внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания от 25 июля 2022 года N 54/1189 о выявлении факта сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания в одном из помещений здания, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. < ... > , где находится отделение связи акционерного общества "Почта России", осуществляющее выдачу пенсий и социальных выплат от Пенсионного фонда Российской Федерации 1486 гражданам, от Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - 394 гражданам.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 4 августа 2022 года по делу N 5-529/2022-17, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 12 августа 2022 года, председатель Избирательного объединения Хадзагаров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. Согласно названному постановлению председатель Избирательного объединения Хадзагаров А.А. в нарушение требований действующего законодательства о выборах организовал с 18 по 20 июля 2022 года сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Избирательного объединения в месте расположения отделения связи акционерного общества "Почта России", где осуществляется выдача пенсий, пособий и иных социальных выплат.
Постановлением от 4 августа 2022 года N 26/151-7 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Избирательным объединением, на основании пунктов 12, 13, 14 части 10 статьи 42 Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ, поскольку из представленных в Избирательную комиссию 2822 подписей избирателей для регистрации списка кандидатов признаны недействительными 383 подписи (64 подписи избирателей признаны недействительными по результатам проверки, проведенной рабочей группой; 319 подписей избирателей (более 5 процентов от всех подписей) признаны недействительными в связи с тем, что они 18, 19 и 20 июля 2022 года собраны в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен), при этом количества достоверных подписей (2439) недостаточно для регистрации списка кандидатов.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания и судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав приведенные положения Федерального закона N 67-ФЗ, Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ, Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 года N 545н "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", ссылки на которые имеются в обжалуемых судебных актах, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у Избирательной комиссии предусмотренных действующим законодательством о выборах оснований для принятия постановления от 4 августа 2022 года N 26/151-7, поскольку из представленных Избирательным объединением для регистрации списка кандидатов 2822 подписей избирателей недействительными обоснованно признаны 383 подписи, тогда как оставшегося количества достоверных подписей избирателей было недостаточно для принятия положительного решения о регистрации списка кандидатов Избирательного объединения. Суды также указали в решении и апелляционном определении, что более 5 процентов подписей избирателей (319) собраны в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Мотивы, по которым суды нижестоящих инстанций пришли к таким выводам, подробно изложены в обжалуемых судебных актах, они в полной мере согласуются с приведенными положениями статей 37, 38 Федерального закона N 67-ФЗ, статей 37.2, 42 Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ.
Неверная ссылка в постановлении от 4 августа 2022 года N 26/151-7 на пункт 12 части 10 статьи 42 Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ (выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом) не может свидетельствовать о его незаконности, поскольку иные приведенные в нем основания для принятия решения об отказе в регистрации списка кандидатов, выдвинутого Избирательным объединением (пункты 13, 14 части 10 статьи 42 Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ), являются правильными.
Установленный действующим законодательством запрет на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов в местах выдачи пенсий, пособий и иных социальных выплат является одной из гарантий обеспечения равенства прав избирательных объединений, участвующих в избирательной кампании. Несоблюдение этого правила, как верно указали суды, влечет за собой недействительность собранных в таких местах подписей избирателей.
Вопреки доводам кассационной жалобы установление количества граждан, получивших пенсию либо иные социальные выплаты с 18 по 20 июля 2022 года в отделении связи акционерного общества "Почта России", расположенном по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. < ... > , не имеет правового значения для разрешения настоящего административного спора, поскольку действующее законодательство устанавливает запрет на сбор подписей избирателей в поддержку списка кандидатов избирательных объединений в местах, где производятся соответствующие выплаты, а не у получающих такие выплаты лиц, вне зависимости от фактической выдачи конкретным гражданам таких выплат в период сбора подписей.
Используемый в пункте 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и части 3 статьи 37.2 Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ термин "в местах выдачи пенсий, пособий, иных социальных выплат" имеет более широкое значение, чем содержащееся в кассационной жалобе Избирательного объединения указание на помещение, где выдаются пенсии, пособия и иные социальные выплаты, в связи с чем вывод нижестоящих судов о том, что сбор подписей избирателей в помещении, арендованном Избирательным объединением на период избирательной кампании и имеющем общий вестибюль с помещением акционерного общества "Почта России" непосредственно после общего входа в здание, осуществлен в местах выдачи пенсий, пособий и иных социальных выплат, следует признать обоснованным.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что административный ответчик был не вправе дополнительно признать недействительными 319 подписей избирателей, поскольку ранее рабочая группа Избирательной комиссии признала недействительными только 64 подписи избирателей, являются несостоятельными, так как в силу положений пункта 18 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ принятие решения о регистрации (об отказе в регистрации) списка кандидатов относится к компетенции Избирательной комиссии, которая была вправе не согласиться с выводами рабочей группы и, оценив документы, представленные Министерством внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания, определить иное количество недействительных подписей избирателей.
Доводы кассационной жалобы о том, что сбор подписей избирателей непосредственно в помещении отделения связи акционерного общества "Почта России" административным истцом не осуществлялся, какая-либо взаимосвязь между привлечением председателя Избирательного объединения к административной ответственности по статье 5.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и сбором подписей сборщиками Избирательного объединения в поддержку списка кандидатов 18 - 20 июля 2022 года отсутствует, административный истец был лишен возможности представить свои возражения в Избирательную комиссию до принятия обжалуемого решения, не опровергают правильных выводов судов, положенных в основу решения и апелляционного определения, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств, которым нижестоящими судами дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.