КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2024 г. N 21-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
САВАТЕЕВА КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 20.33 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина К.К. Саватеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин К.К. Саватеев оспаривает конституционность статьи 20.33 КоАП Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Как следует из представленных материалов, постановлением судьи, оставленным без изменения судьями вышестоящих судов, заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.33 КоАП Российской Федерации, и ему был назначен административный штраф в размере пяти тысяч рублей. Основанием для привлечения К.К. Саватеева к административной ответственности послужило то, что 2 октября 2021 года заявитель осуществлял наблюдение за проводимыми в иностранном государстве выборами в качестве представителя общественного движения, входящего в структуру международной неправительственной организации, деятельность которой была признана нежелательной на территории Российской Федерации. При этом суды установили, что обнародование информации о признании деятельности данной организации нежелательной на территории Российской Федерации осуществлено до совершения К.К. Саватеевым административного правонарушения.
По мнению заявителя, статья 20.33 КоАП Российской Федерации не соответствует статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 3), 17, 19 (часть 1), 23 (часть 1), 45, 49, 54, 55 и 75.1 Конституции Российской Федерации, поскольку не исключает привлечения гражданина к административной ответственности в отсутствие вины в случае, когда информация о признании деятельности международной неправительственной организации нежелательной на территории Российской Федерации на момент совершения административного правонарушения была опубликована только в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", притом что с момента опубликования этой информации и до начала действия запрета на участие в указанной деятельности не установлен период, позволяющий не допустить совершения противоправных деяний.
Кроме того, заявитель полагает, что статья 20.33 КоАП Российской Федерации не соответствует также статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 29 (часть 4), 44 (часть 1), 46 (часть 1), 55 и 75.1 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет судам необоснованно признавать наблюдение за проводимыми в иностранном государстве выборами противоречащим интересам Российской Федерации участием в деятельности международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, и допускает в связи с этим произвольное привлечение к административной ответственности несмотря на то, что, как утверждает К.К. Саватеев, участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей не может быть отнесено к деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова, право на объединение, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5; статья 29, части 1 и 2; статья 30; статья 34, часть 1). Гарантируя права и свободы человека и гражданина, государство одновременно вправе устанавливать в федеральном законе ограничения прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с конкретизирующим данные конституционные положения Федеральным законом "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей), может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 3.1).
Согласно частям 2 и 7 указанной статьи деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной на территории Российской Федерации со дня обнародования информации об этом, в частности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а следовательно, данные нормы направлены на обеспечение возможности ознакомления с информацией о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации и не препятствуют гражданину - с учетом характера деятельности такой организации, которая может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации, - своевременно предпринять меры, необходимые для получения соответствующих сведений.
Признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет согласно пункту 6 части 3 статьи 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" запрет на участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, соблюдение которого обеспечивается среди прочего оспариваемой заявителем статьей 20.33 КоАП Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 1.8 данного Кодекса лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.33 КоАП Российской Федерации, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с этим Кодексом в случаях, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации. Тем самым не исключается, что осуществление гражданином Российской Федерации наблюдения за проводимыми в иностранном государстве выборами в качестве представителя общественного движения, входящего в структуру международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, может, вопреки утверждениям заявителя, расцениваться как участие в деятельности международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации, запрещенное в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" и влекущее установленную статьей 20.33 КоАП Российской Федерации административную ответственность.
Таким образом, приведенное регулирование, обусловленное необходимостью обеспечения защиты основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства как конституционно охраняемых ценностей, не предполагает необоснованного признания гражданина Российской Федерации участвующим в деятельности международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, равно как и не допускает произвольного привлечения его к административной ответственности без выяснения всех обстоятельств, в том числе и виновности в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП Российской Федерации).
Следовательно, статья 20.33 КоАП Российской Федерации, действующая во взаимосвязи с иными предписаниями этого Кодекса, а также положениями Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", не нарушает конституционных прав К.К. Саватеева в указанных им аспектах.
Проверка же выводов судов относительно квалификации действий заявителя при осуществлении им наблюдения за проводимыми в иностранном государстве выборами в качестве направленного против интересов Российской Федерации участия в деятельности международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации, оценка полноты исследования ими обстоятельств конкретного дела, к чему, по существу, сводятся требования К.К. Саватеева, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Саватеева Константина Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН