По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
- Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
- Статья 26.2. Доказательства
Комментарий к ст. 26.1 КоАП
1. Комментируемая статья устанавливает перечень обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В первую очередь выясняется наличие самого события административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.1 КоАП событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п. 1 ст. 24.5 Кодекса при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
2. Далее устанавливается лицо, совершившее противоправные действия. Им может быть физическое, должностное или юридическое лицо.
Обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершенном им деянии, поскольку отсутствие вины исключает привлечение к административной ответственности.
3. При наложении административных наказаний учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Их перечень содержится соответственно в ст. 4.2 и 4.3 КоАП. Следует помнить, что перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим.
4. Выяснение характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением, необходимо потому, что во многих случаях размер причиненного ущерба является обязательным признаком состава правонарушения. Кроме того, в ст. 4.7 Кодекса регламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.
5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, указаны в ст. 24.5 КоАП.
6. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, необходимо для предотвращения совершения подобных нарушений в будущем.
7. В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях выяснению подлежат и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. К таковым, например, относится выяснение имущественного положения лица, совершившего правонарушения, так как оно может учитываться при наложении наказаний.
Судебная практика по статье 26.1 КоАП
Суды посчитали, что управлением в соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ не в полном объеме выяснены обстоятельства, послужившие основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом обязанность представления доказательств, подтверждающих законность вынесенного постановления, возложена на административный орган в силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2017 N 308-АД17-1631 по делу N А61-1/2016
Доводы жалобы о том, что вопрос о наличии у общества обязанности по получению лицензии на производство и поставку спиртосодержащей непищевой продукции применительно к его деятельности в целом входит в предмет доказывания по настоящему делу, основаны на неправильном применении статей 26.1, 26.2 КоАП РФ, в силу которых обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований и в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 309-АД17-2897 по делу N А50-5807/2016
Данные обстоятельства в силу пунктов 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении и согласно части 1 статьи 29.10 КоАП РФ указываются в постановлении по делу об административном правонарушении. В ином случае постановление административного органа о назначении административного наказания не может быть признано соответствующим требованиям названного Кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 310-АД17-5955 по делу N А83-1026/2016
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, пунктами 7, 16 статьи 2, статьей 18, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 310-АД17-5954 по делу N А83-1558/2016
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, пунктом 16 статьи 2, статьей 18, пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2017 N 310-АД17-14543 по делу N А36-13467/2016
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 4.1, 4.5, 15.13, 24.1, 26.1 КоАП РФ, статьями 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, суды нашли, что в действиях общества имеется состав вмененного административного правонарушения, административным органом соблюдена процедура и сроки давности привлечения к административной ответственности, размер назначенного наказания соответствует санкции статьи 15.13 КоАП РФ.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 N 1811-О
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка В.И. Анкаева оспаривает конституционность статей 1.5, 1.6 и 3.1, части 1 статьи 19.3, статей 24.1, 26.1, 26.2 и 26.11, части 1 статьи 27.1, статьи 27.2, пункта 1 части 1 статьи 27.3, статей 27.4, 27.9, 28.2 и 29.9, пункта 8 части 2 статьи 30.6, статьи 30.7, части 2 статьи 30.13, пунктов 2 и 4 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2017 N 310-АД17-14730 по делу N А83-26/2017
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.5, 7.1, 24.1, 26.1 КоАП РФ, статьями 25, 26, 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды нашли, что в действиях общества имеется состав вмененного административного правонарушения, административным органом соблюдены срок давности и процедура привлечения к административной ответственности, порядок назначения административного наказания.
Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 N 2523-О
Исходя из этого заявительница полагает, что оспариваемые законоположения позволяют объединять дело об административном правонарушении с делом, подлежащим рассмотрению в ином судебном порядке, не предусматривая возможности судебной проверки решения об объединении. Кроме того, данные нормы, по мнению заявительницы, не предполагают выяснение вопроса о правомерности установления знака дорожного движения, за невыполнение требований которого установлена административная ответственность. Ю.В. Родина также утверждает, что указанные нормы не предусматривают обязательного установления состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим она просит признать часть 2 статьи 4.4, часть 2 статьи 12.19 и статью 26.1 КоАП Российской Федерации не соответствующими статьям 17 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2017 N 304-АД17-18258 по делу N А45-23096/2016
Отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, суд округа руководствовался положениями статей 24.1, 24.5, 26.1, 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и исходил из того, что принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений, чего в рассматриваемом случае сделано не было, и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления. Указанные выводы суда в жалобе не опровергнуты.
Постановление Верховного Суда РФ от 10.01.2020 N 1-АД19-6
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены место совершения административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, водитель, допустивший выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.