ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2018 г. N 305-АД18-8031
Резолютивная часть определения объявлена 15.08.2018.
Полный текст определения изготовлен 22.08.2018.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Тютина Д.В.,
судей Антоновой М.К., Прониной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Центральная клиническая больница с поликлиникой" на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2017 по делу N А40-68276/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2018 по тому же делу,
по заявлению ФГБУ "Центральная клиническая больница с поликлиникой" к Департаменту экономической политики и развития города
Москвы об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании, приняли участие представители лиц, участвующих в деле:
от ФГБУ "Центральная клиническая больница с поликлиникой" - Боброва С.Г., Овдиенко Е.Ф.
от Департамента экономической политики и развития города Москвы - Ткачук Т.С.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В., выслушав представителей участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ФГБУ "Центральная клиническая больница с поликлиникой" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении постановления Департамента экономической политики и развития города Москвы (далее - административный орган) от 29.03.2017 N 20/2017 о привлечении учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части взыскания штрафа в размере 2 157 752 рублей 42 копеек на меру ответственности в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2017, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 и Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе учреждение ставит вопрос об отмене оспариваемых судебных актов в связи с допущенными, по его мнению, существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. от 25.06.2018 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее также - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, с принятием нового судебного акта, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, учреждением, с марта по июнь 2016 года, на основании договора на оказание услуг по теплоснабжению от 13.01.2016 N 2, заключенного с Государственным бюджетным учреждением "Жилищник района Кунцево", осуществлялась поставка тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых домов по тарифу в размере 1944,62 рубля/Гкал с налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), установленному для населения города Москвы Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 280-ПП.
По мнению административного органа, учреждение, поставляя тепловую энергию на указанных условиях, должно было применять тариф 1209,92 рубля/Гкал с НДС, установленный непосредственно для учреждения Постановлением РЭК Москвы от 02.12.2015 N 348-тэ. По данным основаниям административным органом был составлен протокол от 24.03.2017 и вынесено оспариваемое постановление от 29.03.2017 N 20/2017, которым учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2 157 752 рублей 42 копеек.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались, в том числе, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), КоАП РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", и пришли к выводам, что оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным; оснований для замены штрафа на предупреждение не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами.
На основании части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, наказуемо завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 данной статьи, с учетом статьи 23.4 указанного Федерального закона, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 280-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" утверждены (пункт 1.5) для расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги тарифы на тепловую энергию для населения города Москвы, за исключением населения, проживающего на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, согласно приложению 9 к настоящему постановлению. В указанном приложении 9 установлено, что тариф на тепловую энергию для населения города Москвы с учетом НДС (рублей/Гкал) для ОАО "МОЭК" и иных организаций - тариф на тепловую энергию (покупка, производство, передача тепловой энергии по тепловым сетям с учетом расходов на содержание тепловых сетей (центральных тепловых пунктов, тепловых вводов, насосных станций) составляет 1944,62 рубля/Гкал.
В пунктах 1, 2 примечания к данному приложению 9 предусмотрено, что указанные тарифы применяются при расчетах за тепловую энергию, реализуемую на нужды населения организацией независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими в установленном порядке деятельность по управлению многоквартирными домами. К иным организациям относятся организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или приобретенной тепловой энергии и владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение населения, и которым установлен тариф на тепловую энергию Региональной энергетической комиссией города Москвы, за исключением организаций, указанных в приложении 10 к настоящему постановлению.
В соответствии с Постановлением РЭК Москвы от 02.12.2015 N 348-тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная клиническая больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, на 2016 - 2018 годы" (приложение 2) предусмотрен тариф для потребителей - 1025,36 рублей/Гкал без НДС, что соответствует 1209,92 рубля/Гкал с НДС.
Соответственно, поскольку Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 280-ПП установлены тарифы на тепловую энергию для населения города Москвы, а из Постановления РЭК Москвы от 02.12.2015 N 348-тэ не следует, что установленные им тарифы распространяются также на население, учреждение в рассматриваемом периоде 2016 года обоснованно осуществляло поставку тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых домов по тарифу в размере 1944,62 рубля/Гкал с НДС.
Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2017 по делу N А40-68276/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2018 по тому же делу отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента экономической политики и развития города Москвы от 29.03.2017 N 20/2017 о привлечении ФГБУ "Центральная клиническая больница с поликлиникой" к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 2 157 752 рублей 42 копеек.
Председательствующий судья
Д.В.ТЮТИН
Судья
М.К.АНТОНОВА
Судья
М.В.ПРОНИНА