ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2018 г. N 91-АД18-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу директора государственного бюджетного учреждения Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" Лукина А.В. на решение судьи Псковского областного суда от 18 июня 2018 года и постановление заместителя председателя Псковского областного суда от 17 августа 2018 года, вынесенные в отношении ГБУ Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" (далее - учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Псковского районного суда Псковской области от 26 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Псковского областного суда от 18 июня 2018 года и постановлением заместителя председателя Псковского областного суда от 17 августа 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении учреждения прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор учреждения Лукин А.В. просит изменить решение судьи Псковского областного суда от 18 июня 2018 года и постановление заместителя председателя Псковского областного суда от 17 августа 2018 года, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно материалам дела государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Псковскому району 27 марта 2018 года в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 60АВ065003, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из указанного протокола следует, что учреждение, являясь ответственным лицом за строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дороги в надлежащем состоянии, 24 марта 2018 года в 08 часов 10 минут на автодороге "Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье" допустило нарушение требований пункта 6.2.1 "ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", подпункта "б" пункта 13.5 "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог" и пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, выразившееся в отсутствии на 50 км названной автодороги горизонтальной дорожной разметки, что угрожает безопасности дорожного движения.
Рассматривая настоящее дело, судьи Псковского районного суда Псковской области пришел к выводу об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая данное решение судья районного суда исходил из того, что учреждение выполнило свои обязанности по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии, действовало в соответствии с установленными нормами и правилами, в гарантийный срок после проведения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки ООО "Знак-Трейд-СПб" в рамках заключенного между обществом и учреждением государственного контракта проверило качество работы и отреагировало на выявленные недостатки, вынесло в адрес общества предписание о восстановлении горизонтальной дорожной разметки, осуществило контроль за его выполнением.
Судья областного суда с выводами судьи районного суда о выполнении учреждением необходимого контроля за качеством выполненных подрядчиком (обществом) работ в течение гарантийного срока не согласился. Указав в решении от 18 июня 2018 года на то, что предписание учреждения, выданное обществу, вынесено по истечении гарантированного срока, в период, не позволяющий обеспечить возможность применения разметочных материалов в соответствии с установленным условиями их применения, с невыполнимым сроком исполнения, пришел к выводу о том, что предписание носило формальный характер и не свидетельствовало о выполнении учреждением реального контроля за состоянием дорожной разметки в течение гарантийного срока.
Таким образом, судьей областного суда сделан вывод о виновности учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения, то есть фактически решен вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
Заместителем председателя Псковского областного суда, рассмотревшим жалобу на названное решение, допущенное нарушение не устранено.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Псковского областного суда от 18 июня 2018 года и постановление заместителя председателя Псковского областного суда от 17 августа 2018 года, состоявшиеся в отношении учреждения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения из мотивировочных частей этих судебных актов изложенных выводов о виновности названного лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Исключение данных выводов не влечет ухудшение положения лица, в отношении которого вынесены названные решение и постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу директора государственного бюджетного учреждения Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" Лукина А.В. удовлетворить.
Решение судьи Псковского областного суда от 18 июня 2018 года и постановление заместителя председателя Псковского областного суда от 17 августа 2018 года, состоявшиеся в отношении государственного бюджетного учреждения Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Исключить из мотивировочных частей названных судебных актов выводы о виновности государственного бюджетного учреждения Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части решение судьи Псковского областного суда от 18 июня 2018 года и постановление заместителя председателя Псковского областного суда от 17 августа 2018 года, состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении, оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ