ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2023 г. N 14-АД22-5-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "МедЭксперт" Кастырина Александра Игоревича на постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "МедЭксперт" (далее - общество),
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области от 22 декабря 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Воронежа от 2 марта 2021 г. и решением судьи Воронежского областного суда от 12 апреля 2021 г., общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 г. указанные акты отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Генеральный директор общества Кастырин А.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой выражает несогласие с постановлением судьи кассационного суда, заявляя, в том числе, о необоснованности изложенных в нем выводов относительно квалификации деяния, совершение которого вменялось обществу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими отходами признаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы, перечисленные в части 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ, среди которых: класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам; класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (медицинские отходы), были установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. N 163 (утратившими силу с 1 марта 2021 г. в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
В соответствии с пунктом 4.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор отходов класса А осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты любого цвета, за исключением желтого и красного. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы "Отходы. Класс А". Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (помещении). Многоразовая тара после опорожнения подлежит мытью и дезинфекции, порядок которых определяется в соответствии со схемой обращения отходов в каждой конкретной организации. Транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления.
Медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается. Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания (пункт 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10).
Как следует из материалов дела, 11 декабря 2020 г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 10 ноября 2020 г. в 10.00 часов выявлено нарушение обществом по месту осуществления деятельности по адресу: г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 4 требований статей 11, 22 Закона N 52-ФЗ, пунктов 4.6, 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10:
- контейнер для сбора отходов класса А не имеет маркировку "Отходы. Класс А";
- медицинские отходы класса Б из подразделений медицинской организации перемещают в баки и хранят в служебном помещении, которое используется также для хранения моющих и дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря, спецодежды и личных вещей; отсутствует отдельное помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества постановлением должностного лица Управления Роспотребнадзора по Воронежской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда и судья областного суда выводы должностного лица поддержали, вынесенное им постановление оставили без изменения.
Вместе с тем судья кассационного суда с выводами должностного лица и нижестоящих судебных инстанций не согласился, указав, что обществу вменено невыполнение предусмотренных названными выше нормами санитарно-эпидемиологических требований к обращению с отходами, образующимися при осуществлении медицинской деятельности, что охватывается диспозицией части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 6.3 названного кодекса.
Признав, что вмененное обществу деяние не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а переквалификация невозможна, поскольку повлечет ухудшение положения юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении (санкцией части 1 статьи 6.35 названного кодекса предусмотрено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части 1 статьи 6.3 названного кодекса), судья кассационного суда отменил постановление должностного лица, решение судьи районного суда и решение судьи областного суда с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Оснований для изменения или отмены постановления судьи кассационного суда не установлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Как указано выше, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами, образующимися при осуществлении медицинской деятельности, были установлены СанПиН 2.1.7.2790-10, нарушение которых вменялось обществу.
Частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи.
Не имеется оснований для признания неправильным вывода судьи кассационного суда о том, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к обращению с отходами, образующимися при осуществлении медицинской деятельности, охватывается диспозицией указанной нормы.
Доводы жалобы в соответствующей части не влекут отмену обжалуемого судебного акта.
Утверждение заявителя о том, что из постановления должностного лица подлежит исключению указание на нарушение обществом санитарно-эпидемиологических требований при обращении с медицинскими отходами класса Б, является несостоятельным. Постановление должностного лица о привлечении общества к административной ответственности, а также решение судьи районного суда и решение судьи областного суда отменены обжалуемым постановлением судьи кассационного суда с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общество считается невиновным.
Постановление судьи кассационного суда вынесено в соответствии с нормами названного кодекса и фактическими обстоятельствами, установленными в рамках разрешения жалобы на постановление и решения по делу об административном правонарушении.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей кассационного суда обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемого постановления не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "МедЭксперт", оставить без изменения, жалобу генерального директора общества Кастырина А.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ