1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Статья 6.2. Незаконное занятие народной медициной
- Статья 6.3.1. Нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности
1. Вопрос о действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях является особенно острым в настоящий период времени.
Как преступление квалифицируется нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, что предусмотрено ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ.
Основные аспекты урегулированы ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 31.12.2005).
Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Кроме того, статьями 11, 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 02.02.2006), закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 "О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2. Относительно специальных составов административных правонарушений в сфере нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения см. комментарии к статьям 6.4 - 6.7, 8.2, 8.21 КоАП РФ.
3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляется на основании процессуальных документов (см. комментарии к ст. 23.13 и 28.3 КоАП РФ).
4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
по заявлению акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.2016 N 1662 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области о привлечении к административной ответственности на основании статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решение Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 53-ААД18-11
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Хабибуллина Иннокентия Зарифулловича и его защитника Забара Ивана Александровича, действующего на основании доверенности, на постановление судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 15 августа 2016 г. и определение судьи Красноярского краевого суда от 2 августа 2018 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Хабибуллина Иннокентия Зарифулловича,
Решение Верховного Суда РФ от 14.02.2019 N 84-ААД19-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство защитника Ильиной Ирины Анатольевны, действующей в интересах администрации Новгородского муниципального района на основании доверенности от 30 августа 2018 г. N И-7250, о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования определения судьи Новгородского областного суда от 20 августа 2018 г. о прекращении производства по жалобе, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Новгородского муниципального района,
Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2019 N 307-КГ18-22209 по делу N А26-12509/2017
На основании обращения учреждения о нарушении обществом санитарно-эпидемиологических требований при оказании данных услуг Роспотребнадзор возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначил проведение административного расследования, в ходе которого установлен факт нарушения обществом требований СанПиН 2.1.2.2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных" (далее - СанПиН 2.1.2.2646-10); управление выдало обществу предписание, которым обязало обеспечить выполнение пунктов 2.2, 2.3, 2.8, 2.9, 2.11, 3.1, 3.4, 4.1, 4.2 и 4.4 СанПиН 2.1.2.2646-10.
Решение Верховного Суда РФ от 21.11.2019 N 33-ААД19-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Целуйко Александра Ивановича, Науменко Игоря Михайловича, Иванова Дмитрия Игоревича, Калининой Любови Михайловны, Иваненко Галины Владимировны, Стариковой Елены Анатольевны, Гедейко Сергея Валерьевича, Гулюты Сергея Александровича на определение судьи Ленинградского областного суда от 21 июня 2019 г. о прекращении производства по жалобе, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кудрово-Град" (далее - ООО "Кудрово-Град", общество),
Постановление Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 50-АД20-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Глазкова А.В., действующего в интересах администрации муниципального образования "Полтавский муниципальный район Омской области" (далее - администрация), на вступившие в законную силу постановление от 20.02.2020 N 02, вынесенное заместителем начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Исилькульском районе, решение судьи Полтавского районного суда Омской области от 06.05.2020 N 12-5/2020, решение судьи Омского областного суда от 09.06.2020 и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.08.2020 N 16-4306/2020, состоявшиеся в отношении администрации по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 14.01.2022 N 82-АД21-15-К7
Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Верховного Суда РФ от 14.01.2022 N 55-АД21-3-К8
27 января 2021 г. должностным лицом взвода ОБ ППСМ УМВД России по г. Абакану МВД по Республике Хакасия в отношении Дорняка Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 февраля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 15 марта 2021 г., Дорняк Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного кодекса в размере 7 500 рублей.
Постановление Верховного Суда РФ от 10.01.2022 N 44-АД21-22-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Афанаскиной Светланы Николаевны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Автомиг", на вступившие в законную силу постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 24 декабря 2020 г. (с учетом определения об исправлении описки от 20 января 2021 г.), решение судьи Пермского краевого суда от 31 марта 2021 г. и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июля 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автомиг" (далее - ООО "Автомиг", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 14.01.2022 N 39-АД21-4-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Карповой Татьяны Федоровны на вступившие в законную силу постановление судьи Щигровского районного суда Курской области от 25 ноября 2020 г., решение судьи Курского областного суда от 29 января 2021 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2021 г., вынесенные в отношении заместителя главного врача по поликлинике областного бюджетного учреждения здравоохранения "Щигровская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области, учреждение) Карповой Татьяны Федоровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 11.02.2022 N 82-АД22-1-К7
6 апреля 2020 г. должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в отношении индивидуального предпринимателя Мусиной Л.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.