1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Статья 6.2. Незаконное занятие народной медициной
- Статья 6.3.1. Нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности
Комментарий к ст. 6.3 КоАП
1. Вопрос о действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях является особенно острым в настоящий период времени.
Как преступление квалифицируется нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, что предусмотрено ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ.
Основные аспекты урегулированы ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 31.12.2005).
Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Кроме того, статьями 11, 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 02.02.2006), закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 "О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2. Относительно специальных составов административных правонарушений в сфере нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения см. комментарии к статьям 6.4 - 6.7, 8.2, 8.21 КоАП РФ.
3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляется на основании процессуальных документов (см. комментарии к ст. 23.13 и 28.3 КоАП РФ).
4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
Судебная практика по статье 6.3 КоАП
Административный истец указал, что общественные отношения в области охраны окружающей среды, а также связанные с размещением и движением транспортных средств, урегулированы федеральными нормами, ответственность за нарушение которых установлена статьями 12.19 и 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 26 сентября 2018 года в удовлетворении требований отказано.
Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2019 N 303-ЭС19-19102 по делу N А16-3661/2018
Судами установлено, что определением управления Роспотребнадзора по ЕАО от 02.08.2018 в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено проведение административного расследования.
Должностным лицом управления Роспотребнадзора по ЕАО составлен протокол от 14.08.2018 N 8 об административном правонарушении и протокол N 8 о временном запрете в порядке статьи 27.16 КоАП РФ деятельности автомастерской предпринимателя.
Решение Верховного Суда РФ от 21.11.2019 N 33-ААД19-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Целуйко Александра Ивановича, Науменко Игоря Михайловича, Иванова Дмитрия Игоревича, Калининой Любови Михайловны, Иваненко Галины Владимировны, Стариковой Елены Анатольевны, Гедейко Сергея Валерьевича, Гулюты Сергея Александровича на определение судьи Ленинградского областного суда от 21 июня 2019 г. о прекращении производства по жалобе, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кудрово-Град" (далее - ООО "Кудрово-Град", общество),
Постановление Верховного Суда РФ от 19.11.2019 N 11-АД19-30
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя государственного автономного учреждения здравоохранения "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" - главного врача Ахмедова Г.Б. на вступившие в законную силу постановление от 28.03.2018 N 260/28, вынесенное начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, решение судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 22.05.2018 N 12-302/18, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 04.07.2018 N 77-1340/2018 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 30.11.2018 N 4а-1350, вынесенные в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" (далее - учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 21.11.2019 N 11-АД19-32
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Шарифуллина Ильфата Габдулвахитовича, действующего на основании доверенности в интересах публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим", на постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 29 ноября 2018 г., решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 30 января 2019 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 15 мая 2019 г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" (далее - ПАО "Нижнекамскнефтехим", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2017 N 309-АД17-4003 по делу N А60-38569/2016
Приведенные доводы о необходимости квалификации спорного правонарушения по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были предметом рассмотрения судов и отклонены исходя из вмененного обществу деяния.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены, штраф снижен судом первой инстанции ниже низшего предела санкции нормы. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса судами не установлено.
Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2017 N 307-АД17-10977 по делу N А44-9463/2016
по заявлению акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.2016 N 1662 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области о привлечении к административной ответственности на основании статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 1-АПА19-21
При этом суд указал, что административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления предусмотрена статьями 6.3 и 8.2 КоАП РФ, в связи с чем установление региональным законом административной ответственности за аналогичные правонарушения с неизбежностью создает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях и, как следствие, порождает правовую неопределенность.
Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2020 N 301-ЭС19-27634 по делу N А43-9117/2019
Частью 5 статьи 3.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение правил содержания контейнерных площадок, бункеров-накопителей, контейнеров, урн, а также территорий вокруг указанных объектов, если эти нарушения не подпадают под действие статей 6.3, 6.4, 7.22 и 8.2 КоАП РФ, статьи 3.2 настоящего Кодекса.
Решение Верховного Суда РФ от 14.02.2019 N 84-ААД19-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство защитника Ильиной Ирины Анатольевны, действующей в интересах администрации Новгородского муниципального района на основании доверенности от 30 августа 2018 г. N И-7250, о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования определения судьи Новгородского областного суда от 20 августа 2018 г. о прекращении производства по жалобе, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Новгородского муниципального района,
Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2020 N 304-ЭС20-4979 по делу N А70-694/2019
Выявление нарушений санитарно-эпидемиологических требований послужило основанием для вынесения в отношении общества постановления от 18.10.2018 N 291 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представления от 18.10.2018 N 137 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.