ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2024 г. N 45-АД24-5-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу директора Государственного автономного образовательного учреждения Свердловской области "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" Ляшка С.И. и защитника Зайончковского И.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Талицкого судебного района Свердловской области от 3 мая 2023 года, решение судьи Талицкого районного суда Свердловской области от 30 июня 2023 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года, вынесенные в отношении Государственного автономного образовательного учреждения Свердловской области "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" (далее - ГАПОУ СО "ТЛК им. Н.И. Кузнецова", Учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Талицкого судебного района Свердловской области от 3 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Талицкого районного суда Свердловской области от 30 июня 2023 года и постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года ГАПОУ СО "ТЛК им. Н.И. Кузнецова" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ГАПОУ СО "ТЛК им. Н.И. Кузнецова" Ляшок С.И. и защитник Зайончковский И.С. ставят вопрос об отмене принятых в отношении Учреждения судебных актов и прекращении производства по делу.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ) работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Как усматривается из материалов дела, постановлением прокурора Талицкого района от 22 марта 2023 года в отношении ГАПОУ СО "ТЛК им. Н.П. Кузнецова" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном указанной выше нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи со следующим.
ГАПОУ СО "ТЛК им. Н.И. Кузнецова", в нарушение положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ в установленный десятидневный срок (до 25 августа 2023 года) не направило уведомление в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики N 9 Министерства социальной политики Свердловской области о заключении 15 августа 2022 года трудового договора с П. замещавшей до 24 июня 2022 года в названном органе должность, относящуюся к должностям государственной гражданской службы, при замещении которой государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и своих супругов, а также несовершеннолетних детей, и подпадающую под ограничения, установленные частью 1 статьи 12 названного выше закона.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, в числе которых постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 3 - 5); приказ об освобождении от должности и увольнении с государственной службы П. (л.д. 10); приказ Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики N 9 Министерства социальной политики Свердловской области от 15 июня 2020 года N 400, согласно которому должность начальника отдела учета и отчетности, информационно-правового обеспечения и кадровой политики, относится к должностям государственной гражданской службы Управления социальной политики N 9, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (л.д. 12 - 13); приказ о приеме на работу П. в ГАПОУ СО "ТЛК им. Кузнецова" (л.д. 14); трудовой договор от 15 августа 2022 года, заключенный названным выше ГАПОУ СО "ТЛК им. Кузнецова" в лице директора Ляшка С.И. с П. (л.д. 15 - 16); а также иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом действия ГАПОУ СО "ТЛК им. Н.И. Кузнецова" верно квалифицированы мировым судьей по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителей с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Талицкого судебного района Свердловской области от 3 мая 2023 года, решение судьи Талицкого районного суда Свердловской области от 30 июня 2023 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года, вынесенные в отношении ГАПОУ СО "ТЛК им. Н.И. Кузнецова" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора Учреждения Ляшка С.И. и защитника Зайончковского И.С. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ