ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2021 г. N 55-АД21-2-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Афанасьева Сергея Анатольевича на вступившее в законную силу постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 N 16-2288/2021, вынесенное в отношении начальника государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы" Афанасьева Сергея Анатольевича (далее - Афанасьев С.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением от 18.08.2020 N 019/04/7.32.5-327/2020, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19.10.2020 N 12-719/2020, начальник государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - учреждение) Афанасьев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 29.12.2020 N 7р-222/2020 постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменены, производство по данному делу об административном правонарушении в отношении Афанасьева С.А. прекращено применительно к пункту 3 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса.
Постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 N 16-2288/2021 решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 29.12.2020 N 7р-222/2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в указанный верховный суд республики.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Афанасьев С.А. просит отменить постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 N 16-2288/2021, вынесенное в отношении него по данному делу об административном правонарушении, полагая этот акт незаконным.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Афанасьева С.А. к административной ответственности) нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из постановления должностного лица и решения судьи городского суда, Афанасьеву С.А. вменено нарушение сроков оплаты по государственному контракту на поставку канцелярских товаров от 22.07.2019 N Ф.2019.446470, заключенному учреждением с обществом с ограниченной ответственностью "Канцелярия и товары для офиса "Политес" на сумму 44 494 р. Пунктом 5.5 названного контракта, по которому учреждение являлось государственным заказчиком, предусмотрено осуществление оплаты в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком товарных (товарно-транспортных) накладных, акта приема-передачи товара. В постановлении должностного лица и решении судьи городского суда указано на то, что обязательство поставщика было выполнено 08.08.2019 (что подтверждается подписанной государственным заказчиком товарной накладной), между тем оплата произведена 26.12.2019, то есть с нарушением срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд.
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Хакасия в решении от 29.12.2020 сделал вывод о том, что виновность привлекаемого к административной ответственности лица в ходе производства по данному делу не установлена, указывая на принятие Афанасьевым С.А. необходимых мер по получению республиканского бюджетного финансирования и несвоевременное получение бюджетных средств на оплату спорного контракта.
В постановлении от 18.05.2021 N 16-2288/2021 судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции счел данный вывод судьи верховного суда республики сделанным с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло отмену постановления должностного лица и решения судьи городского суда и прекращение производства по делу.
Так, в постановлении от 18.05.2021 N 16-2288/2021 судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, в числе иного, указал, что в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 названного Кодекса информация об отсутствии финансирования в августе 2019 г. на эти цели подлежала представлению в установленном порядке по запросу суда, чего в рассматриваемом случае сделано не было. При этом судья кассационного суда общей юрисдикции отметил, что в материалах дела имеются сведения о перечислении денежных средств с указанием кода, наименования показателя "Расходы" и текущего финансового года, а также о том, что оплата задолженности произведена учреждением, начальником которого является Афанасьев С.А., в рамках исполнения решения арбитражного суда по исполнительному листу при отсутствии выяснения обстоятельств, связанных с тем, в каком порядке произведено финансирование из бюджета этой выплаты, а также какие действия предприняты Афанасьевым С.А. для своевременного получения средств.
В обжалуемом постановлении, в том числе, отмечено, что при рассмотрении дела судьей верховного суда республики оценка всем доказательствам по делу не дана.
Таким образом, в постановлении от 18.05.2021 N 16-2288/2021 судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции счел, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей Верховного Суда Республики Хакасия требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Однако в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11) установлено, что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Таким образом, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, если это привело к неправильному разрешению дела.
Поскольку допущенное судьей Верховного Суда Республики Хакасия в решении от 29.12.2020 N 7р-222/2020 нарушение процессуальных требований носило существенный характер, обжалуемым постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции названное решение от 29.12.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в указанный суд.
Обжалуемое судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 N 16-2288/2021, вынесенное в отношении начальника государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы" Афанасьева Сергея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу названного лица - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ