ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2020 г. N 5-АД20-116
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Рыбина Романа Николаевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 280 района Вешняки города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 274 района Косино-Ухтомский города Москвы, от 20.08.2019 N 5-620/2019, решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 03.12.2019 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2020 N 16-3442/2020, состоявшиеся в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" Рыбина Романа Николаевича (далее также - Рыбин Р.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 280 района Вешняки города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 274 района Косино-Ухтомский города Москвы, от 20.08.2019 N 5-620/2019, оставленным без изменения решением судьи Перовского районного суда города Москвы от 03.12.2019 и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2020 N 16-3442/2020, директор федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" (далее также - учреждение) Рыбин Р.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Рыбин Р.Н. ставит вопрос об отмене принятых в отношении него судебных актов, полагая их незаконными.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Рыбина Р.Н. к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Основанием для привлечения Рыбина Р.Н. к административной ответственности на основании статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также - Закон о противодействии коррупции) им, занимающим должность директора учреждения, в установленный срок не направлено в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям уведомление о заключении 14.01.2019 трудового договора с Т. замещавшей должность старшего государственного инспектора названного органа, включенную в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 N 1574 Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1 - 4), сообщением руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москве, Московской и Тульской областям, направленным в прокуратуру г. Москвы, содержащим список работников названного органа, уволившихся в 2017 - 2018 г.г., в отношении которых после увольнения не поступали уведомления в соответствии с законодательством о противодействии коррупции (л.д. 16 - 17), копиями срочного трудового договора от 14.01.2019, заключенного учреждением в лице директора Рыбина Р.Н. с Т. о принятии последней на должность агронома в Тульский отдел по работе с заказчиком (л.д. 22 - 27), приказа от 13.06.2019 о прекращении (расторжении) трудового договора с названным работником (увольнении) (л.д. 28), приказа руководителя Россельхознадзора от 15.05.2018 о назначении Рыбина Р.Н. на должность директора учреждения (л.д. 36) и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние директора федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" Рыбина Р.Н. квалифицировано по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы об отсутствии в деянии Рыбина Р.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 этого Кодекса, несостоятельны, так как основаны на ошибочном толковании заявителем приведенных выше положений статьи 12 Закона о противодействии коррупции и пункта 5 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, из которого, как указывалось выше, следует, что исходя из смысла статьи 12 данного закона обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Доводы Рыбина Р.Н. получили надлежащую правовую оценку в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении. При этом утверждение заявителя о том, что письмо о трудоустройстве Т. в учреждение своевременно направлялось представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица судебными инстанциями было признано документально не подтвержденным, что согласуется, в частности, с приобщенной к материалам дела копией ответа сотрудника УФПС Тульской области - филиала ФГУП "Почта России" на запрос учреждения о невозможности уточнить местонахождение простой письменной корреспонденции (л.д. 85).
Порядок и срок давности привлечения директора учреждения Рыбина Р.Н. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 280 района Вешняки города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 274 района Косино-Ухтомский города Москвы, от 20.08.2019 N 5-620/2019, решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 03.12.2019 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2020 N 16-3442/2020, состоявшиеся в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" Рыбина Романа Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Рыбина Романа Николаевича - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ