ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2017 г. N 19-АД17-11
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего ООО "Золка" Заруцкого Н.В. на постановление главного государственного инспектора г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края по использованию и охране земель от 15 июля 2015 г., решение судьи Кировского районного суда Ставропольского края от 18 января 2016 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2016 г. и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 9 сентября 2016 г., вынесенные в отношении ООО "Золка" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 15 июля 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда Ставропольского края от 18 января 2016 г., решением судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2016 г. и постановлением заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 9 сентября 2016 г., ООО "Золка" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, конкурсный управляющий Заруцкий Н.В. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО "Золка" является разработка гравийных и песчаных карьеров (код по ОКВЭД 14.21).
16 октября 2006 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обществу выдана лицензия < ... > на право пользования недрами - добычу песчано-гравийной смеси на Зольском месторождении (юго-западная часть).
На праве аренды обществом используется земельный участок с кадастровым номером 26:35:000000:5418 (ранее кадастровый номер 26:35:011003:113), площадью 124225 м2, расположенный примерно в 3,96 км по направлению на юг от ориентира - здания почты по адресу: Ставропольский край, Кировский район, станица Зольская, ул. Первомайская, 26.
Данный земельный участок предоставлен ООО "Золка" в аренду с 1 августа 2012 г. на срок действия лицензии на право пользования недрами < ... > до 31 октября 2026 г. Постановлением администрации Кировского муниципального района Ставропольского края от 6 ноября 2012 г. N 918.
Соответствующий договор аренды заключен между отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского муниципального района Ставропольского края и ООО "Золка" 7 ноября 2012 г.
По результатам проведенной Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о недропользовании на имеющихся месторождениях полезных ископаемых на территории Кировского района и хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу, сделан вывод о том, что в период с 1 августа 2012 г. по 3 июля 2015 г. общество использует указанный земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, для размещения и эксплуатации песчано-гравийного карьера, добычи, складирования, переработки и реализации песчано-гравийной смеси.
По факту использования обществом земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель сельскохозяйственного назначения постановлением заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора от 3 июля 2015 г. в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной данной нормой.
Судебные инстанции выводы должностного лица поддержали, принятое им решение признали законным.
Вместе с тем с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В ходе производства по делу генеральным директором общества Алейниковым П.А. и защитником последовательно заявлялось, что разработка, размещение и эксплуатация песчано-гравийного карьера на вышеуказанном земельном участке производятся с 1990 года, при этом с 2006 года земельный участок используется для осуществления названной деятельности ООО "Золка".
С момента кадастрового учета земель в Российской Федерации земельный участок, как находящийся в пределах сельского поселения, автоматически отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Впоследствии уполномоченными органами земельный участок был отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с видом разрешенного использования - для открытой разработки части Зольского месторождения ВПГС. Однако при постановке земельного участка на учет органом кадастрового учета допущена ошибка в части указания категории земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящей жалобе конкурсный управляющий общества Заруцкий Н.В., ссылаясь на те же обстоятельства, заявляет об отсутствии в деянии общества вины, так как земельный участок использовался в соответствии с его целевым назначением, принадлежностью к соответствующей категории земель и разрешенным использованием.
Приведенный довод находит свое подтверждение в материалах дела, обстоятельства, на которые в ходе производства по делу ссылались генеральный директор общества Алейников П.А. и защитник, а также в настоящей жалобе указывает конкурсный управляющий Заруцкий Н.В., были установлены в рамках рассмотрения жалоб на постановление должностного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон о переводе земель) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно части 4 статьи 3 названного Федерального закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в сроки, установленные данной нормой.
Как следует из материалов дела, ООО "Золка" с таким ходатайством в уполномоченный орган обратилось.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2010 г. N 201-рп в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом о переводе земель, на основании ходатайства ООО "Золка" земельный участок, площадью 124225 м2, с кадастровым номером 26:35:011003:113 (местоположение и границы определены кадастровым паспортом земельного участка), расположенный на территории муниципального образования Зольский сельсовет Кировского района Ставропольского края, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Данное Распоряжение Правительства Ставропольского края в соответствии с пунктом 3 вступило в силу со дня его подписания (т. 1, л.д. 14, 133).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона о переводе земель (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона о переводе земель (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) установлено, что о внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом частью 3 статьи 5 Федерального закона о переводе земель (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 14 июня 2011 г. отделом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кировскому району Ставропольского края выдан кадастровый паспорт земельного участка N 26/501/11-103212, в котором указано, что земельный участок, площадью 124225 +/- 3389 м2, с кадастровым номером 26:35:011003:113, расположенный примерно в 3,96 км по направлению на юг от ориентира - здания почты (адрес ориентира: Ставропольский край, Кировский район, станица Зольская, ул. Первомайская, 26), относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (т. 1, л.д. 15).
При этом согласно данному кадастровому паспорту разрешенное использование земельного участка - для сельскохозяйственного производства.
20 июня 2011 г. ООО "Золка" обратилось к главе администрации муниципального образования Зольский сельсовет Кировского района Ставропольского края с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для разработки ВПГС Зольского месторождения и переработки его в инертные материалы" (вх. N 191 от 20 июня 2011 г., т. 1, л.д. 17).
Постановлением администрации муниципального образования Зольский сельсовет Кировского района Ставропольского края от 10 октября 2011 г. N 428-П изменен вид разрешенного использования означенного земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для открытой разработки части Зольского месторождения ВПГС" (т. 1, л.д. 19).
11 октября 2011 г. главой администрации муниципального образования Зольский сельсовет Кировского района Ставропольского края в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю направлено обращение с просьбой о внесении изменения в сведения Государственного земельного кадастра по земельному участку с кадастровым номером 26:35:011003:113 в отношении вида его разрешенного использования на основании принятого Постановления администрации муниципального образования Зольский сельсовет Кировского района Ставропольского края от 10 октября 2011 г. N 428-П (исх. N 1057 от 11 октября 2011 г., т. 1, л.д. 20).
Земельный участок с указанным кадастровым номером снят с учета и 5 июля 2012 г. поставлен на учет с кадастровым номером 26:35:000000:5418 с видом разрешенного использования "для размещения песчано-гравийного карьера" (с учетом принятых администрацией муниципального образования Зольский сельсовет Кировского района Ставропольского края изменений). Вместе с тем категория земель, к которой отнесен этот земельный участок, при постановке на учет указана "земли сельскохозяйственного назначения". Эти сведения отражены в кадастровом паспорте земельного участка от 5 июля 2012 г. N 26/501/12-162375 (т. 1, л.д. 21).
При этом данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что после вынесения Правительством Ставропольского края Распоряжения от 19 мая 2010 г. N 201-рп о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую и внесения соответствующих изменений о таком переводе (кадастровый паспорт земельного участка N 26/501/11-103212, т. 1, л.д. 15) указанным исполнительным органом государственной власти принимались какие-либо иные акты о переводе земель, в материалах дела отсутствуют.
Должностным лицом и судебными инстанциями соответствующие обстоятельства всесторонне и полно не исследованы, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех юридически значимых обстоятельств не соблюдены, информация, необходимая для разрешения дела, в том числе у органа кадастрового учета, для проверки не истребована, доводы генерального директора и защитника общества о допущенной органом кадастрового учета ошибке, а также об использовании земельного участка по целевому назначению и в соответствии с его принадлежностью к категории земель, к которой он отнесен, не опровергнуты.
При этом судья районного суда, с которым согласились вышестоящие судебные инстанции, фактически признав наличие ошибки, пришел к выводу о том, что земельный участок используется ООО "Золка" не в соответствии с документировано установленной и учтенной в государственном кадастре недвижимости категорией, с заявлением о внесении изменения и (или) об исправлении ошибки в государственном кадастре недвижимости в орган кадастрового учета не обращалось, а потому в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с учетом изложенных выше обстоятельств, принятых исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления актов, а также положений статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с таким выводом согласиться нельзя. Объективных данных, безусловно свидетельствующих о том, что земельный участок используется обществом не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель сельскохозяйственного назначения, а также о наличии в деянии общества вины, не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края по использованию и охране земель от 15 июля 2015 г., решение судьи Кировского районного суда Ставропольского края от 18 января 2016 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2016 г. и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 9 сентября 2016 г., вынесенные в отношении ООО "Золка" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные акты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
жалобу конкурсного управляющего ООО "Золка" Заруцкого Н.В. удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края по использованию и охране земель от 15 июля 2015 г., решение судьи Кировского районного суда Ставропольского края от 18 января 2016 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 марта 2016 г. и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 9 сентября 2016 г., вынесенные в отношении ООО "Золка" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ