ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2019 г. N 78-ААД19-37
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Дорохина Олега Вячеславовича на определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 г. о прекращении производства по жалобе, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении благотворительного фонда помощи больным детям и социальной адаптации инвалидов и пожилых людей "Софья",
установил:
постановлением от 8 июня 2018 г. N 11-10-3407/18-0-0, вынесенным заместителем председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении благотворительного фонда помощи больным детям и социальной адаптации инвалидов и пожилых людей "Софья" прекращено на основании статьи 2.9 названного Кодекса в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением указанному юридическому лицу устного замечания.
Прокурором Василеостровского района Санкт-Петербурга на указанное постановление принесен протест в Василеостровский районный суд г. Санкт-Петербурга в порядке статей 30.10, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 августа 2018 г. постановление от 8 июня 2018 г. N 11-10-3407/18-О-О, вынесенное заместителем председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, отменено, дело возвращено в тот же орган на новое рассмотрение.
Заместитель председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Дорохин О.В. обжаловал решение судьи районного суда в Санкт-Петербургский городской суд.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 г. производство по жалобе указанного лица прекращено.
Постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 14 мая 2019 г. определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 г. оставлено без изменения.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 октября 2019 г. постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 14 мая 2019 г. отменено.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации до начала деятельности кассационных и апелляционных судов, заместитель председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Дорохин О.В., по жалобе которого состоялось определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 г., выражает несогласие с указанным актом, приводя доводы о его незаконности.
В судебное заседание, состоявшееся 1 ноября 2019 г. в 09 часов 10 минут, заместитель председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Дорохин О.В., подавший жалобу, законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Виноградов А.М. и прокурор Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 6 ноября 2018 г. в Санкт-Петербургский городской суд поступила жалоба на решение судьи Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 августа 2018 г., поданная (направленная по почте) 27 октября 2018 г. заместителем председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Дорохиным О.В.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 г. производство по этой жалобе прекращено.
Судья Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены данного определения, производство по жалобе подлежало безусловному прекращению, поскольку заявитель не относится к числу лиц, имеющих право на подачу жалобы на указанное решение.
Лица, которым предоставлено право обжалования состоявшихся по делу об административном правонарушении не вступивших в законную силу постановлений и решений, поименованы в частях 1, 1.1 статьи 30.1, частях 5, 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также в соответствии со статьей 30.10 названного Кодекса состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановления и решения, не вступившие в законную силу, могут быть опротестованы прокурором.
Частью 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что решение суда по жалобе на вынесенное органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 названного Кодекса, руководителем органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесшего такое постановление.
В силу преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и названным Федеральным законом. Образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 44, пункту 4 статьи 45 Устава Санкт-Петербурга, принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г. (далее - Устав Санкт-Петербурга), подпункту 6 пункта 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 г. N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга о Правительстве Санкт-Петербурга) Правительство Санкт-Петербурга формирует и возглавляет иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.
В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в сфере совершенствования государственного финансового контроля в Санкт-Петербурге, в соответствии со статьями 44 и 45 Устава Санкт-Петербурга, статьей 8 Закона Санкт-Петербурга о Правительстве Санкт-Петербурга, постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 31 мая 2012 г. N 36-пг "О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" Правительством Санкт-Петербурга создан Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Положения о Комитете государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 октября 2013 г. N 819 "О мерах по совершенствованию государственного финансового контроля", данный орган является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным, в том числе на осуществление функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Комитет образован для разработки и реализации государственной политики Санкт-Петербурга, координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере осуществления внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Таким образом, Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга является органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного Кодекса.
Согласно частям 1, 5 статьи 22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 названного Кодекса. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 названного Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе должностные лица, поименованные в части 5 статьи 22.2 названного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.5 названного Кодекса, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таких органов, в пределах своих полномочий вправе должностные лица, перечисленные в части 2 статьи 23.7.1 названного Кодекса, в том числе заместители руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных норм, дела об административных правонарушениях данной категории уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции органы исполнительной власти Санкт-Петербурга, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий), постановление о привлечении к административной ответственности выносится соответствующим органом. Должностное лицо органа исполнительной власти Санкт-Петербурга при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности действует от имени такого органа.
Постановление от 8 июня 2018 г. N 11-10-3407/18-О-О вынесено Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Должностное лицо указанного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности действовало от имени этого органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Из буквального содержания части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что решение суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 названного Кодекса, только руководителем этого органа.
Согласно пункту 1.5 Положения о Комитете государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 октября 2013 г. N 819 "О мерах по совершенствованию государственного финансового контроля", руководство Комитетом осуществляет председатель Комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Санкт-Петербурга по представлению Губернатора Санкт-Петербурга.
Дорохин О.В., подавший жалобу на решение судьи Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 августа 2018 г., не является руководителем Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга и в силу части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеет права обжалования названного судебного акта.
Положения части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае неприменимы.
Подача жалобы на указанное решение судьи районного суда лицом, не имеющим на то полномочий, являлась препятствием к ее рассмотрению в Санкт-Петербургском городском суде по существу в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 названного Кодекса.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены определения судьи Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 г. о прекращении производства по жалобе отсутствуют.
Однако имеются основания для исключения из него неверного вывода.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на обжалование лицами, которым такое право предоставлено.
Частью 2 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.
Согласно части 3 данной статьи подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений статей 30.9, 30.2 - 30.3 названного Кодекса решение, состоявшееся по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий суд лицами, имеющими право обжалования, в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии, путем подачи судье, которым вынесено данное решение (для направления жалобы со всеми материалами дела в соответствующий суд), либо непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать.
По результатам рассмотрения 23 августа 2018 г. протеста прокурора Василеостровского района г. Санкт-Петербурга на постановление от 8 июня 2018 г. N 11-10-3407/18-О-О, вынесенное заместителем председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, судьей Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга данное постановление отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в указанный орган.
Прекращая определением от 29 января 2019 г. производство по жалобе, поданной заместителем председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Дорохиным О.В. на это решение, судья Санкт-Петербургского городского суда пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае исключается возможность пересмотра принятых по делу решений в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует предмет обжалования, поскольку решением судьи Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 августа 2018 г. постановление от 8 июня 2018 г. N 11-10-3407/18-О-О вынесенное заместителем председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Данный вывод судьи Санкт-Петербургского городского суда является необоснованным, противоречит положениям статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым решение судьи районного суда, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий суд в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 названного Кодекса.
Таким образом, решение судьи Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 августа 2018 г. подлежало обжалованию в Санкт-Петербургский городской суд - вышестоящий по отношению к названному районному суду.
Отмена названным решением постановления от 8 июня 2018 г. N 11-10-3407/18-О-О, вынесенного заместителем председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, с возвращением дела на новое рассмотрение, не исключает пересмотр в вышестоящем суде в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данного судебного акта, законность и обоснованность которого в вышестоящем суде не проверялись.
При таких обстоятельствах в определении судьи Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 г. сделан неверный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае предмета обжалования, в связи с чем судья Верховного Суда Российской Федерации исключает его из указанного определения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
решил:
определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2019 г. о прекращении производства по жалобе, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении благотворительного фонда помощи больным детям и социальной адаптации инвалидов и пожилых людей "Софья", оставить без изменения, жалобу заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Дорохина О.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ