ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2022 г. по делу N АКПИ22-552
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Котович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийской общественной организации "Федерация мигрантов России",
установил:
Общероссийская общественная организация "Федерация мигрантов России" (далее также - Организация, Федерация, ФМР) создана физическими лицами на Учредительной конференции 27 февраля 2007 г. Решение о государственной регистрации Организации принято Федеральной регистрационной службой 3 апреля 2007 г., учетный N 4578. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) 13 апреля 2007 г. за основным государственным регистрационным номером 1077799007736.
Устав Федерации утвержден на Учредительной конференции 27 февраля 2007 г. и является ныне действующим.
Лицом, имеющим право действовать от имени Организации без доверенности, в соответствии с пунктами 5.9, 5.10 Устава, является президент, избираемый сроком на 5 лет, которым на внеочередной Конференции Организации 12 февраля 2016 г. избран Коженов Вадим Викторович, впоследствии переизбранный на указанную должность на конференциях от 26 июня и 9 ноября 2020 г., о чем внесены сведения в ЕГРЮЛ.
Адрес (место нахождения) Организации, согласно данным ЕГРЮЛ, 129110, г. Москва, пер. Орлово-Давыдовский, д. 2/5, корп. 3, эт. 2, ком. 1.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации ФМР в связи с осуществлением Организацией деятельности с грубыми неустранимыми нарушениями законодательства Российской Федерации, в том числе деятельности, противоречащей ее уставным целям и связанной с организацией и проведением массовых акций и публичных мероприятий в период приостановления деятельности Федерации. Помимо этого, Организация в срок, установленный Минюстом России, не устранила нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности.
В судебном заседании представитель Минюста России Спицина О.Г. поддержала заявленное требование и пояснила, что Организация до настоящего времени не устранила допущенные нарушения законодательства.
Административный ответчик в письменных возражениях на административный иск и дополнениях к ним указал, что все перечисленные Минюстом России недостатки в работе Федерации являются устранимыми, ряд изложенных Минюстом России фактов не относятся к нарушениям действующего законодательства. Сведений о наличии в деятельности Организации грубых нарушений, доказанных в установленном законом порядке, в административном исковом заявлении не содержится. Деятельность Организации является очень важной для общества и государства, служит конституционно значимым целям. Федерация проводит большую общественно значимую работу по обучению иностранных граждан, приехавших жить в Россию, русскому языку, по прививанию им любви к русской культуре и нравственным ценностям.
В период приостановления деятельности (с 31 января по 24 апреля 2022 г.) ФМР не организовывала массовых акций и публичных мероприятий, к административной ответственности по статье 20.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привлекалась. 21 марта 2022 г. Федерацией совместно с Российским новым университетом (РосНОУ) запущен проект "Образование меняет жизнь 2022", а 29 марта 2022 г. на официальном YouTube-канале Организации состоялся прямой эфир с президентом ФМР Коженовым В.В., о чем на официальном сайте Организации размещена соответствующая информация. Указанные мероприятия не относятся к публичным, поскольку исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" массовая акция и публичное мероприятие предполагаются в формах собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм, то есть в формах непосредственного собрания граждан в каком-то месте. Все мероприятия, которые были связаны со сбором граждан в период с 31 января по 24 апреля 2022 г., Организацией были отменены.
Проводимые Федерацией шоу по смешанным боевым единоборствам (ММА) не являются официальными физкультурными и спортивными мероприятиями по смыслу пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", относящего к таковым физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данных о том, что какие-либо мероприятия, проводимые ранее Организацией, были включены в Единый календарный план, календарные планы, Минюст России не представил.
С 24 апреля 2022 г. и по настоящее время Организация возобновила свою деятельность, к которой замечаний со стороны Минюста России не выражено, что свидетельствует об устранении Организацией ранее вмененных ей нарушений. В частности, Челябинское и Тверское отделения ФМР в настоящий момент временно не осуществляют деятельность, прием граждан не проводят. На официальном сайте Организации (https://www.fnTr-online.ru) внесены соответствующие изменения. В пункте 3.6 Устава Организации, принятого на внеочередной Конференции 11 февраля 2022 г. и поданного 6 апреля 2022 г. на регистрацию в Минюст России (вх. N 48499/22), приведена символика, которая используется на бланках Организации и на ее официальном сайте. Одновременно с Уставом Организацией на регистрацию в Минюст России подано заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Однако в регистрации изменений в Устав и сведений в ЕГРЮЛ решением от 27 апреля 2022 г. Минюст России отказал. Указанное решение ФМР обжаловало в районный суд, административное исковое заявление подано 10 августа 2022 г.
По мнению административного ответчика, замечания, изложенные в Представлении Минюста России, касающиеся отсутствия в Уставе описания используемой Федерацией символики, осуществления издательской деятельности, не соответствующей заявленным в Уставе целям Организации, а также целям создания общественных объединений, обозначенных в статье 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), несоответствия опубликованных целей и задач Федерации на официальном сайте Организации пунктам 2.1 и 2.2 ее Устава, а также несоответствия положений Устава Организации действующему законодательству Российской Федерации (пункты 5, 9, 12.1 - 12.14 Представления), являются устранимыми и потому не могут квалифицироваться как грубые нарушения в соответствии пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 64), разъясняющим, что к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.
При изложенных обстоятельствах административный ответчик полагает, что оснований, предусмотренных статьей 61 ГК РФ и статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), для ликвидации Организации не имеется.
В судебном заседании президент ФМР Коженов В.В. и ее представитель Френкель А.Е. поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав объяснения сторон, свидетелей Б., Б., Д., Ц. исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом N 82-ФЗ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых данным федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (статья 1).
Названный федеральный закон определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами (часть первая статьи 4).
Минюст России в соответствии с подпунктами 30.7, 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общероссийских общественных организаций, осуществляет федеральный государственный надзор за их деятельностью.
На основании части первой статьи 38 Федерального закона N 82-ФЗ и пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль (надзор) за соответствием деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
В ходе текущего контроля Минюстом России в деятельности Организации были установлены нарушения действующего законодательства.
В период с 22 сентября по 19 октября 2021 г. на основании распоряжения заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 10 августа 2021 г. N 886-р административный истец провел плановую документарную проверку деятельности ФМР без выезда по месту нахождения, в ходе которой изучены регистрационное и контрольное дела Организации (N 4578), а также заверенные надлежащим образом копии документов, представленные Организацией по акту приема-передачи документов от 22 сентября 2021 г. (вх. N 135189/21).
В ходе проведенной проверки Минюст России установил, что Организация осуществляет деятельность, противоречащую ее уставным целям, соответствие деятельности ФМР, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, ее уставным целям не подтверждено, выявлены факты нарушения Организацией действующего законодательства Российской Федерации и положений Устава, о чем 19 октября 2021 г. составлен акт N 23 (далее - Акт проверки), который 20 октября 2021 г. вручен президенту Федерации.
21 октября 2021 г. в адрес Президиума Организации Минюст России вынес представление N 11/124793-ОС (далее - Представление), в котором приведены выявленные нарушения, состоящие из 12 пунктов, и срок их устранения установлен до 24 января 2022 г.
23 октября 2021 г. в Минюст России от Организации поступили возражения (вх. N 151526/21) на Акт проверки и документы в целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверки Организации, при рассмотрении которых было установлено, что выявленные нарушения Организацией не устранены, в связи с чем Минюст России 16 ноября 2021 г. направил в адрес Организации письмо (исх. N 11-135136/21) с указанием устранить допущенные нарушения законодательства в установленный в Представлении срок.
28 декабря 2021 г. Организацией в Минюст России повторно представлены документы в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений, по результатам изучения которых Минюст России установил, что нарушения устранены Организацией частично. При этом при изучении представленных документов, в том числе трудовых договоров, Минюст России установил новые нарушения действующего законодательства, допущенные Организацией, аналогичные ранее выявленным в ходе проведенной проверки, а именно нарушение требований статьи 27 Федерального закона N 7-ФЗ об ограничениях совершения некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влекущих за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.
В связи с этим 24 января 2022 г. Минюст России направил Организации письмо (исх. N 11-5812/22) о необходимости устранить нарушения законодательства Российской Федерации в полном объеме.
24 января 2022 г. от Организации в Минюст России поступило ходатайство (вх. N 7512/22) о продлении срока исполнения Представления, по результатам рассмотрения которого Минюст России, не усмотрев оснований для продления сроков устранения нарушений, на основании части второй статьи 42 Федерального закона N 82-ФЗ распоряжением от 31 января 2022 г. N 91-р приостановил деятельность Организации сроком на три месяца, а также отказал в продлении срока устранения выявленных недостатков, о чем Организации 2 февраля 2022 г. направлено соответствующее письмо (исх. N 11-9481/22).
6 апреля 2022 г. Организацией в Минюст России представлены документы в целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверки Организации (вх. N 48499/22), по результатам рассмотрения которых Минюст России установил, что Организацией не устранены все перечисленные в Представлении нарушения действующего законодательства, о чем Организации сообщено в письме 28 апреля 2022 г. (исх. N 11-49374/22).
В частности, Организацией не устранены нарушения, приведенные в пунктах 2, 5, 9 и 12 Представления.
Так, в пункте 2 Представления указано, что в нарушение требований статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ, статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ, статей 10 и 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Организация, не являясь физкультурно-спортивной или общероссийской спортивной федерацией, в проверяемом периоде осуществляла деятельность по организации и проведению спортивных турниров по смешанным боевым единоборствам (ММА), что противоречит уставным целям Организации.
Статьей 29 Федерального закона N 82-ФЗ закреплено, что общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Из Устава следует, что основными целями Организации являются: содействие созданию условий для развития и укрепления института мигрантов - иностранных граждан, законно находящихся в Российской Федерации; предоставление мигрантам первоначальной информации о законодательстве России, культурных традициях, общественных нравах и др.; содействие в изучении русского языка, содействие в трудоустройстве мигрантов; сохранение традиционных культурных ценностей и исторических традиций мигрантов; содействие социальной адаптации мигрантов в российской среде; содействие на международном уровне процессам "народной дипломатии"; содействие охране прав и свобод мигрантов в сфере образования, здравоохранения, культуры и в области средств массовой информации и книгоиздания.
Судом установлено, что ФМР организованы и проведены семь международных турниров по смешанным единоборствам (ММА) в 2018 - 2020 гг., информация о проведении которых размещалась в информационной сети "Интернет", ежемесячном печатном издании Организации "МИГРАНТЫ СЕГОДНЯ", а также в приведенной президентом Организации "Информации о проведенных мероприятиях в 2018 году" (пункт 8), "Информации о проведенных мероприятиях в 2019 году" (пункт 11), "Информации о проведенных мероприятиях в 2020 году" (пункты 11, 13, 14, 16).
Вместе с тем Уставом Общества к его целям не отнесены организация и проведение международных спортивных турниров, в том числе по смешанным боевым единоборствам (ММА).
То есть деятельность по неоднократной организации международных спортивных турниров осуществлялась Организацией с нарушением требований Федерального закона N 82-ФЗ, Федерального закона N 7-ФЗ и Устава Организации. Данное нарушение Организации является неустранимым.
Статья 61 ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и относит к ним осуществление общественной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, а также иные основания, предусмотренные федеральными законами.
Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 64).
Следует признать, что неоднократное осуществление ФМР деятельности, не предусмотренной Уставом, вопреки требованиям Федерального закона N 82-ФЗ и Федерального закона N 7-ФЗ является грубым нарушением, влекущим в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, а также части первой статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ ликвидацию общественной организации, в том числе и как юридического лица.
Частью второй статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ установлено, что в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
В пункте 5 Представления указано на нарушение административным ответчиком данной нормы закона, так как на печати, бланках Организации и на ее официальном сайте в информационной сети "Интернет" (https://www.fmr-online.ru) используется символика, описание которой в Уставе отсутствует.
Судом установлено, что данное нарушение до настоящего времени Организацией не устранено.
Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (пункт 1 статьи 123.4 ГК РФ).
Согласно данным ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Организации является издательская деятельность (код вида деятельности 58). Указанный вид деятельности противоречит заявленным в Уставе целям Организации, а также целям создания общественных объединений, обозначенным в приведенной норме закона. Данное нарушение отражено в пункте 9 Представления и до настоящего времени Организацией не устранено.
Также судом установлено, что до настоящего времени не устранены следующие нарушения, приведенные в пункте 12 Представления.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: полное и (если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, сведения о том, что юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (если юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на таких языках).
В пунктах 1.4, 1.5 Устава Организации приведено полное и сокращенное наименование Организации на английском языке, сведения о которых в ЕГРЮЛ не содержатся.
Пунктом 2 статьи 123.5 ГК РФ установлено, что устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Вместе с тем в Уставе Организации отсутствуют сведения о предмете деятельности Организации и об имущественных правах членов Организации.
Частью первой статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ закреплено, что устав общественного объединения должен предусматривать: наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму (пункт 1); структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность (пункт 2); условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство) (пункт 3); компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа (пункт 4); порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения (пункт 5); источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом (пункт 6); порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения (пункт 7).
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 ГК РФ устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.
Из Устава Организации усматривается, что в нарушение приведенных норм закона в нем не предусмотрены права структурных подразделений Организации (отделений) по управлению имуществом, в пункте 2.1 определены только основные цели Организации.
В нарушение пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ пункт 2.3 Устава допускает осуществление Организацией иной (не предусмотренной Уставом) деятельности.
Пункт 3.1 Устава указывает на то, что символика Организации подлежит регистрации в установленном законом порядке, в то время как требование к регистрации символики некоммерческой организации отменено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций".
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Из пункта 3.3 Устава усматривается, что Организация осуществляет предпринимательскую деятельность, при этом в нарушение приведенной нормы закона виды предпринимательской деятельности Уставом не определены.
Выявлены и иные нарушения Устава, не соответствующие требованиям статей 65.2, 65.3, 123.6, 123.7 ГК РФ, части пятой статьи 8, статье 20 Федерального Закона N 82-ФЗ, пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ.
В частности, в нарушение приведенных норм закона Устав не определяет порядок получения членами Федерации информации о ее деятельности и ознакомления с ее бухгалтерской и иной документацией; вопросы исключительной компетенции Конференции Организации и Общего собрания ее отделений; орган, к компетенции которого отнесены вопросы утверждения годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации и ее регионального отделения (в случае его государственной регистрации), назначения аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации и ее регионального отделения (в случае его государственной регистрации); в структуре органов Федерации и ее региональных отделений отсутствует единоличный исполнительный орган; не предусмотрены срок полномочий вице-президента и периодичность проведения заседаний Контрольно-ревизионной комиссии Организации, а также порядок принятия решений Контрольно-ревизионной комиссией регионального отделения Организации и периодичность проведения ее заседаний; не определен статус Попечительского совета в структуре органов Федерации; решение Общего собрания ее отделения по вопросу определения его основных направлений деятельности, отнесенному законом к исключительной компетенции высшего органа общественной организации, принимается простым большинством голосов. В пунктах 4.8, 4.9 Устава неполно отражены положения, определяющие права и обязанности членов общественной организации. Пунктами 4.1, 5.8 Устава в нарушение пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ определение размера и порядка уплаты вступительных и членских взносов отнесено к компетенции постоянно действующего руководящего органа Организации - Президиума.
В период приостановления деятельности Минюст России выявил новые нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Организацией.
Федеральным законом N 82-ФЗ в статье 43 закреплено, что в случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.
В нарушение данной нормы закона 21 марта 2022 г. Организацией совместно с РосНОУ запущен проект "Образование меняет жизнь 2022". Информация о ходе указанного проекта размещена на официальном сайте Организации. 29 марта 2022 г. на официальном YouTube-канале Организации состоялся прямой эфир с президентом Федерации Коженовым В.В., в ходе которого им были даны разъяснения по актуальным вопросам, запись которого размещена на официальном сайте Организации в разделе "Мероприятия ФМР".
Нельзя признать состоятельной ссылку административного ответчика на пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, относящий к публичному мероприятию - открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, приведенную в обоснование довода о том, что указанное выше мероприятие не является публичным.
Понятие публичного мероприятия, содержащееся в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, используется для целей названного закона, в то время как статья 43 Федерального закона N 82-ФЗ запрещает проведение иных массовых акций и публичных мероприятий в целях устанавливая последствия приостановления деятельности общественного объединения.
Прямой эфир с президентом Федерации Коженовым В.В. от 29 марта 2022 г. на официальном YouTube-канале Организации, доступный неограниченному кругу лиц, в ходе которого им были даны разъяснения по актуальным вопросам без указания о приостановлении деятельности ФМР, запись которого размещена на официальном сайте Организации в разделе "Мероприятия ФМР", по смыслу статьи 43 Федерального закона N 82-ФЗ следует признать иным публичным мероприятием.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности Организации, не устранены.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (статья 61 ГК РФ).
Такие нарушения, допущенные ФМР, установлены.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты, изложенные в административном исковом заявлении, подтверждаются материалами дела: Актом проверки, который был получен на руки административным ответчиком, Представлением, Распоряжением о приостановлении деятельности Организации, Уставом Организации, отчетом о деятельности Организации за период с 2015 по 2019 г., печатным изданием Организации "МИГРАНТЫ СЕГОДНЯ", а также "Информацией о проведенных мероприятиях в 2018 году", "Информацией о проведенных мероприятиях в 2019 году", "Информацией о проведенных мероприятиях в 2020 году".
Административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные документарной проверкой, а также подтверждающих устранение в полном объеме выявленных нарушений не только в сроки, установленные Минюстом России, но и до настоящего времени.
Акт проверки, Представление и распоряжение Минюста России в установленном законом порядке не признаны судом незаконными.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона N 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.
Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, а также неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, в силу статьи 44 названного закона является основанием ликвидации общественного объединения.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Организации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Общероссийскую общественную организацию "Федерация мигрантов России" (основной государственный регистрационный номер 1077799007736).
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА