1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на участников - от пятисот до одной тысячи рублей.
2. Организация деятельности некоммерческой организации, включенной в реестр иностранных агентов, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности, либо участие в такой деятельности -
влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на участников - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
- Статья 20.27. Нарушение правового режима контртеррористической операции
- Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов
Комментарий к ст. 20.28 КоАП
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.28, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе контроля и надзора органов государственной власти за деятельностью общественных и религиозных объединений.
2. Объективная сторона установленного правонарушения выражается в любых действиях организационно-распорядительного характера, результатом которых становится организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановление его деятельности (разработка плана мероприятий, установление структуры и численного состава, обеспечение финансирования и материального снабжения, принятие решений, обязательных для исполнения организационно-подчиненными субъектами и т.д.). Кроме того, объективную сторону данного правонарушения составляет и участие в деятельности вышеуказанных общественных объединений.
3. Субъектом административного правонарушения выступают как организаторы (лица, осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в данном общественном объединении), так и рядовые участники.
4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
Судебная практика по статье 20.28 КоАП
В период приостановления деятельности (с 31 января по 24 апреля 2022 г.) ФМР не организовывала массовых акций и публичных мероприятий, к административной ответственности по статье 20.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привлекалась. 21 марта 2022 г. Федерацией совместно с Российским новым университетом (РосНОУ) запущен проект "Образование меняет жизнь 2022", а 29 марта 2022 г. на официальном YouTube-канале Организации состоялся прямой эфир с президентом ФМР Коженовым В.В., о чем на официальном сайте Организации размещена соответствующая информация. Указанные мероприятия не относятся к публичным, поскольку исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" массовая акция и публичное мероприятие предполагаются в формах собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм, то есть в формах непосредственного собрания граждан в каком-то месте. Все мероприятия, которые были связаны со сбором граждан в период с 31 января по 24 апреля 2022 г., Организацией были отменены.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20.12.2022 N АПЛ22-566
Организация возражала против удовлетворения административного иска, считая, что все перечисленные Минюстом России недостатки в ее работе являются устранимыми, ряд изложенных административным истцом фактов не относятся к нарушениям действующего законодательства, сведений о наличии в ее деятельности грубых нарушений, доказанных в установленном законом порядке, в административном исковом заявлении не содержится. Ссылалась на то, что в период приостановления деятельности не организовывала массовых акций и публичных мероприятий, к административной ответственности по статье 20.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привлекалась. Запущенный 21 марта 2022 г. совместно с Российским новым университетом (РосНОУ) проект "Образование меняет жизнь 2022" и состоявшийся 29 марта 2022 г. прямой эфир на официальном YouTube-канале Организации с участием ее президента Коженова В.В. не могут считаться публичными мероприятиями, поскольку исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях) и статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" массовая акция и публичное мероприятие предполагаются в формах собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм, то есть в формах непосредственного собрания граждан в конкретном месте. Все мероприятия, которые были связаны со сбором граждан в период с 31 января по 24 апреля 2022 г., административным ответчиком отменены. Проводимые ФМР шоу по смешанным боевым единоборствам (ММА) не являются официальными физкультурными и спортивными мероприятиями по смыслу пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре).