1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:
1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
2) сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.
2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5, 7, 8, 8.1 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии указанных обстоятельств - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
- Статья 24.6. Прокурорский надзор
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Комментарий к ст. 24.7 КоАП
1. Комментируемая статья устанавливает две группы издержек: 1) суммы, выплачиваемые свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам; 2) суммы, израсходованные на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях" разъяснило, что расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвующего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны.
2. Вышеуказанное Постановление Пленума Верховного Суда РФ разъяснило, что при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
3. Физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 настоящего Кодекса и не подлежит расширительному толкованию. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, относятся на счет федерального бюджета или бюджета субъекта федерации (при применении административной ответственности, установленной законом субъекта федерации).
Судебная практика по статье 24.7 КоАП
Согласно части 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 24.7 названного Кодекса, а также правовой позиции, выраженной в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", решение относительно сумм, выплаченных экспертам (расходов, понесенных в связи с проведением экспертизы), и признанных издержками, должно быть отражено в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу, соответствующие расходы подлежат возмещению в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Постановление Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 5-АД18-28
законный представитель автономной некоммерческой организации "Лаборатория по производству судебной экспертизы объектов патентных прав и средств индивидуализации" (далее также - организация) - директор Плетосу С.В. обратился в Хорошевский районный суд города Москвы с заявлением о возмещении издержек на основании статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за производство на возмездной основе экспертиз по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.12 указанного Кодекса, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аптека-А.В.Е.".
Постановление Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 5-АД18-29
законный представитель автономной некоммерческой организации "Лаборатория по производству судебной экспертизы объектов патентных прав и средств индивидуализации" (далее также - организация) - директор Плетосу С.В. обратился в Хорошевский районный суд города Москвы на основании статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с заявлением о возмещении издержек за производство на возмездной основе экспертиз по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.12 указанного Кодекса, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аптека-А.В.Е.".
Постановление Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 5-АД18-30
законный представитель автономной некоммерческой организации "Лаборатория по производству судебной экспертизы объектов патентных прав и средств индивидуализации" (далее также - организация) - директор Плетосу С.В. обратился в Хорошевский районный суд города Москвы на основании статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с заявлением о возмещении издержек за производство на возмездной основе экспертиз по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.12 указанного Кодекса, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аптека-А.В.Е.".
Постановление Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 5-АД18-31
законный представитель автономной некоммерческой организации "Лаборатория по производству судебной экспертизы объектов патентных прав и средств индивидуализации" (далее также - организация) - директор Плетосу С.В. обратился в Хорошевский районный суд города Москвы на основании статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с заявлением о возмещении издержек за производство на возмездной основе экспертиз по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.12 указанного Кодекса, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аптека-А.В.Е.".
Определение Конституционного Суда РФ от 24.04.2018 N 1074-О
По мнению заявителя, оспариваемая им статья 24.7 КоАП Российской Федерации не предусматривает порядка возмещения судебных расходов (в виде стоимости услуг представителя), понесенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, а потому она противоречит статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1), 48, 53 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Постановление Верховного Суда РФ от 01.08.2018 N 5-АД18-46
Статьей 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены состав и содержание издержек.
В соответствии с частью 1 данной статьи издержки по делу об административном правонарушении состоят, в том числе из сумм, выплачиваемых экспертам.
Процессуальный статус эксперта как участника производства по делу об административном правонарушении закреплен в статье 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.08.2018 N 11-КГ18-18
При отсутствии в законе иного порядка возмещения расходов на оплату услуг защитников (представителей) по делам об административных правонарушениях, при прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании подпунктов 1 и 2 статьи 24.7 КоАП РФ подлежат применению правила, установленные статьями 1069 и 1070 ГК РФ. Для решения вопроса о возмещении таких расходов, которые вызваны самим фактом разбирательства дела об административном правонарушении, инициированным государственным органом, отсутствие вины в действиях лица, возбудившего дело, существенного значения не имеет.
Постановление Верховного Суда РФ от 02.10.2018 N 9-АД18-19
Согласно части 1 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях издержки по делу об административном правонарушении состоят из: сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных); сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2018 N 308-ЭС18-18683 по делу N А15-4962/2016
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая обстоятельства рассмотрения дела об административном правонарушении N 10801000-282/2015, признания товара бесхозяйным и обращения его в собственность Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями статей 24.7, 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1339 "О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях", зарегистрированным в Минюсте России 07.05.2007 N 9403, пришли к выводу о том, что в период нахождения товара под арестом, примененным таможенным органом, расходы по его хранению в порту относятся к издержкам по делу об административном правонарушении.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 N 2588-О
Статья 24.7 КоАП Российской Федерации, не подлежащая расширительному толкованию и определяющая перечень издержек по делу об административном правонарушении, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов не лишает лицо, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, возможности реализовать право на полное возмещение причиненного ему вреда в порядке гражданского судопроизводства; так, Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав с использованием для этого широкого круга различных способов защиты, включающих как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, так и полное возмещение убытков (Определение от 24 апреля 2018 года N 1074-О). Таким образом, данное законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.