АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
ПИСЬМО
от 24 мая 2011 г. N А-01/5-358
О ПРОБЛЕМАХ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 224-ФЗ
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСАЙДЕРСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ И МАНИПУЛИРОВАНИЮ РЫНКОМ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
27 июля 2010 года был принят Федеральный закон N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
Данный Закон открывает новую страницу в развитии финансовой системы Российской Федерации, создает условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, притока иностранного капитала в Российскую Федерацию и создает предпосылки для создания в Москве мирового финансового центра.
Однако, отдельные содержательные недостатки и возникшие сложности при реализации Закона могут перечеркнуть этот положительный эффект.
По независящим от них причинам участники финансового рынка до настоящего времени не готовы к исполнению Закона. Причинами такой неготовности являются:
1. Отсутствие или несвоевременность издания подзаконных нормативных актов государственным органом, регулирующим деятельность на финансовом рынке. В силу ряда причин, связанных с изменением функций этого государственного органа в системе исполнительной власти, работа над подготовкой необходимых нормативных актов ведется только с декабря 2010 года. В результате из 10 предусмотренных Законом подзаконных нормативных актов принято только 3, хотя некоторые положения Закона уже вступили в силу.
2. Неопределенность в толковании положений Закона, касающихся противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также критериев манипулирования рынком, может повлечь многочисленные случаи привлечения к уголовной и административной ответственности.
Так, несмотря на развернутое определение в Законе действий, относящихся к манипулированию рынком, отсутствуют четкие математические критерии выявления признаков манипулирования в совершаемых профессиональными участниками сделках, что существенно затрудняет процесс их выявления, а следовательно, создает дополнительную неопределенность относительно потенциальной возможности применения к участникам рынка административной и уголовной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 21 Закона, только на основании формального совпадения с критериями, разумность и обоснованность которых еще не проверена на практике.
3. ...Нормативные документы, уже принятые ФСФР, содержат ряд противоречий и положений, которые не позволяют выполнить их в принципе либо требуют для своего выполнения несоразмерных ресурсных затрат субъектов исполнения Закона. Особенно много вопросов вызывает Приказ ФСФР от 21 января 2011 г. N 11-3/пз-н "Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях" (см. приложение - не приводится).
4. Наличие в самом Законе противоречивых требований:
1) невозможность при определенных обстоятельствах выполнять нормы по направлению уведомлений инсайдерам или направлению сведений по совершаемым операциям. Например, период существования у физического лица статуса инсайдера профессионального участника рынка ценных бумаг может длиться не более полусуток с момента получения клиентского поручения на продажу/покупку финансового актива до момента его исполнения. В этом случае сотрудник профучастника будет обладать инсайдерской информацией менее суток, а сам профучастник не сможет уведомить инсайдера ни о включении его в список инсайдеров, ни об его исключении, что влечет за собой административную ответственность согласно пп. 2 п. 5 статьи 24 Закона;
2) в соответствии со статьей 4 Закона владельцы более 25% голосов в высшем органе управления эмитента ценных бумаг являются его инсайдерами, однако в соответствии со статьей 9 Закона эмитент не может включить своего акционера в список своих инсайдеров.
Вышеперечисленные проблемы фактически могут свести на нет положительный эффект от принятия Закона, поскольку:
- могут служить препятствием к полноценной реализации требований Закона;
- неопределенность в толковании положений Закона, непроработанность подзаконной базы, административных и технических процедур, а также отсутствие сложившейся практики его применения повлекут многочисленные случаи безусловного привлечения к уголовной и административной ответственности добросовестных участников рынка, прилагающих все усилия для исполнения Закона;
- упомянутые многочисленные административные и уголовные меры воздействия будут публичными, что представит в негативном свете все российское профессиональное сообщество и отразится на имидже рынка в целом;
- размер затрат на выполнение требований Закона может вынудить отдельных субъектов исполнения Закона прекратить свою профессиональную деятельность, а эмитентов - искать иные способы финансирования, что негативно скажется на инвестиционной привлекательности российского фондового рынка;
- нормативная база не проработана и не реализуема на практике, т.к. только отдельные документы, издаваемые ФСФР, проходят широкое обсуждение в профессиональном сообществе.
В связи с указанными обстоятельствами просим:
1) Рассмотреть возможность инициирования Правительством Российской Федерации переноса до 2013 года срока вступления в силу отдельных статей Федерального закона N 224-ФЗ:
a. Пункта 3 статьи 21 (новая редакция статьи 185.3 УК РФ "Манипулирование рынком");
b. Пункта 3 статьи 24 (новая редакция статьи 15.30 КоАП РФ "Манипулирование рынком");
c. Пункта 5 статьи 24 (статья 15.35 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком").
2) Инициировать внесение изменения в статью 15.35 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", включив в перечень санкций предупреждение.
3) Инициировать приостановление действия до 2013 года статьи 10 "Уведомление инсайдерами о совершенных ими операциях" Федерального закона N 224-ФЗ.
4) Инициировать внесение изменения в статью 1 Федерального закона N 224-ФЗ, дополнив ее частью 5 следующего содержания: "Обработка персональных данных для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, для осуществления функций и полномочий, выполнения обязанностей, возложенных настоящим Федеральным законом, не требует согласия соответствующего субъекта персональных данных".
5) Поручить ФСФР переработать ранее принятый Приказ 11-3/пз-н с учетом выявленных недостатков и провести его обсуждение с профессиональным сообществом.
6) Поручить ФСФР в срок до 1 сентября 2011 года разработать единый формат направления субъектами исполнения Федерального закона N 224-ФЗ информации об инсайдерах по аналогии с существующим в рамках исполнения Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также в срок до 1 января 2012 года - универсальное технологическое решение для создания "единой точки входа" направляемой информации об инсайдерах.
7) Поручить ФСФР создать рабочие группы с широким представительством субъектов рынка и их профессиональных ассоциаций по подготовке проектов нормативных актов во исполнение Федерального закона N 224-ФЗ по следующим направлениям:
a. Создание перечня инсайдерской информации;
b. Определение лиц, включаемых в списки инсайдеров различных субъектов закона;
c. Технологии передачи и обмена информацией, получение которой предусмотрено Федеральным законом N 224-ФЗ;
d. Выработка критериев отнесения сделок к манипулированию рынком.
Президент Ассоциации
российских банков
Г.А.ТОСУНЯН
Президент Ассоциации
региональных банков России
А.Г.АКСАКОВ
Председатель Правления
Национальной ассоциации
участников фондового рынка
А.В.ТИМОФЕЕВ
Президент СРО
"Национальная фондовая ассоциация"
К.А.ВОЛКОВ