ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29 декабря 2021 г. N КТ/112564/21
О ПРИМЕНЕНИИ
ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"
В соответствии с пунктом 27 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году, утвержденным приказом ФАС России от 14.04.2021 г. N 348/21, ФАС России направляет разъяснение о применении части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.
По смыслу данного запрета, размещение рекламы на транспортном средстве, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства для распространения рекламы с частичной утратой тех функций транспортного средства, для выполнения которых оно было создано изначально, должно рассматриваться как неисполнение установленных Федеральным законом "О рекламе" требований.
Вместе с тем такое использование транспортного средства является не единственным способом использования транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции.
Также, по мнению специалистов ФАС России, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство с размещенным на ним билбордом, светодиодным экраном или иным рекламным носителем в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.
При этом возможность отнесения транспортного средства с размещенным на ним билбордом или иным рекламным носителем к такому, которое в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения, определяется исходя из всех обстоятельств размещения такого транспортного средства.
По мнению специалистов ФАС России, в случае, если транспортное средство с размещенным на нем рекламным носителем регулярно используется исключительно для целей распространения рекламы или припарковано на одном месте в технически неисправном состоянии (например без колес) либо находится на парковке без передвижения в течении значительного количества времени (например, в течение нескольких недель), использование транспортного средства указанным образом может рассматриваться как нарушение части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем, согласно подпункту "е" пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1922 (далее - Правила), при невозможности установления лица, нарушившего законодательство о рекламе, в течение сроков, установленных для рассмотрения дела, комиссия принимает решение о его прекращении.
При этом в силу пунктов 25, 26 Правил в определении о назначении дела к рассмотрению должны быть указаны сведения о лицах, участвующих в деле (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица), такое определение направляется лицам, участвующим в деле. Соответственно, если данное лицо не установлено, возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе представляется невозможным.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.38 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.38 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, при выявлении фактов незаконного использования транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции возможно направление данных сведений в МВД России для составления протокола об административном правонарушении.
К.М.ТАУКЕНОВА