МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 30 марта 2023 г. N ВБ-88фс
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКЛАДА О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ, ГОРОДСКОМ НАЗЕМНОМ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ТРАНСПОРТЕ И В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЗА 2022 ГОД
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043, приказом Ространснадзора от 29.09.2021 N ВБ-853фс "Об организации работы по обобщению правоприменительной практики" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за 2022 год (далее - Доклад).
2. Начальнику Управления государственного автомобильного и дорожного надзора (А.С. Сергеев) обеспечить размещение Доклада на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в трехдневный срок со дня утверждения.
Руководитель
В.Ф.БАСАРГИН
Утвержден
приказом Ространснадзора
от 30 марта 2023 г. N ВБ-88фс
ДОКЛАД
О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ, ГОРОДСКОМ НАЗЕМНОМ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ТРАНСПОРТЕ И В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ЗА 2022 ГОД
Общие положения
Доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за 2022 год подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (далее - автодорожный надзор) осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043, следующими Межрегиональными территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по федеральным округам (МТУ Ространснадзора) и Межрегиональными управлениями государственного автодорожного надзора (МУГАДН) (далее - территориальные органы):
Наименование МТУ Ространснадзора, МУГАДН, город дислокации | Поднадзорная территория | |
Центральный федеральный округ | ||
1 | Центральное МУГАДН, г. Москва | г. Москва, Московская, Тверская, Тульская области |
2 | Юго-Восточное МУГАДН ЦФО, г. Воронеж | Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская области |
3 | Юго-Западное МУГАДН ЦФО, г. Брянск | Брянская, Орловская, Курская области |
4 | Восточное МУГАДН ЦФО, г. Рязань | Рязанская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская области |
5 | Западное МУГАДН ЦФО, г. Смоленск | Смоленская, Калужская области |
Северо-Западный федеральный округ | ||
6 | Северо-Западное МУГАДН, г. Санкт-Петербург | г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская области |
7 | Северное МУГАДН, г. Петрозаводск | Республики Карелия, Коми, Архангельская, Мурманская области, Ненецкий АО |
8 | Северо-Восточное МУГАДН, г. Великий Новгород | Новгородская, Вологодская, Псковская области |
Южный федеральный округ | ||
9 | Южное МУГАДН, г. Ростов-на-Дону | Ростовская, Астраханская, Волгоградская области, Республика Калмыкия |
10 | МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар | Краснодарский край, Республика Адыгея |
11 | Крымское МУГАДН, г. Симферополь | Республика Крым, г. Севастополь |
Приволжский федеральный округ | ||
12 | МТУ Ространснадзора по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород | Нижегородская, Кировская области, Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Пермский край, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Самарская, Ульяновская области, Пензенская, Саратовская области, Республика Мордовия |
Уральский федеральный округ | ||
13 | МТУ Ространснадзора по Уральскому федеральному округу, г. Екатеринбург | Свердловская, Челябинская, Курганская области, Тюменская область, ХМАО - Югре, ЯНАО |
Сибирский федеральный округ | ||
14 | МТУ Ространснадзора по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск | Новосибирская, Омская области, Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Красноярский край, Республики Тыва, Хакасия, Томская, Иркутская области |
Дальневосточный федеральный округ | ||
15 | МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу, г. Владивосток | Хабаровский, Приморский, Камчатский, Забайкальский край, Амурская, Сахалинская, Магаданская области, Чукотский АО, Республики Бурятия, Саха (Якутия), Еврейская АО |
Северо-Кавказский федеральный округ | ||
16 | МТУ Ространснадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Нальчик | Кабардино-Балкарская, Чеченская, Карачаево-Черкесская Республики, Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Ставропольский край |
Предметом автодорожного надзора является соблюдение:
а) обязательных требований, установленных статьями 6 и 7, частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 18 и статьями 21.1 и 27 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
б) лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами;
в) обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов;
г) обязательных требований к осуществлению:
проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля);
проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства;
эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;
д) обязательных требований в области организации регулярных перевозок:
к наличию карт маршрутов регулярных перевозок у перевозчиков и водителей транспортных средств;
к соответствию характеристик транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок;
к порядку посадки пассажиров в транспортные средства и высадки пассажиров из транспортных средств;
к оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов);
к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок;
к выполнению установленных ограничений к организации перевозок пассажиров и багажа по заказу в целях беспрепятственного осуществления регулярных перевозок;
е) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок:
к транспортным средствам, используемым для осуществления международных автомобильных перевозок;
к наличию и соответствию оформления (заполнения) документов, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (разрешений, учетных талонов, уведомлений, товарно-транспортных накладных и других документов);
к отличительным знакам государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство;
к перевозке пассажиров автобусами;
к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов);
к транзитным перевозкам, в том числе перевозкам отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и отдельных видов товаров;
ж) обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов;
з) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств:
к организации работы водителей транспортных средств в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности дорожного движения путем проведения стажировки водителей, проведения соответствующих инструктажей водителей в целях обеспечения их оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки и повышения квалификации и профессионального мастерства водителей;
к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;
к организации проведения мероприятий по устранению причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
к организации мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
к осуществлению технического обслуживания транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей транспортных средств;
к организации мероприятий по оснащению принадлежащих им транспортных средств тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверяемых в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;
и) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями):
к соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
к созданию условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, в том числе работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
к обеспечению стоянки транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах);
к осуществлению технического обслуживания и ремонта транспортных средств, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
к обеспечению соответствия работников, а также индивидуального предпринимателя при осуществлении им перевозок самостоятельно профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок;
к организации мероприятий по проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;
к соблюдению правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта при осуществлении перевозок пассажиров трамваями;
к) обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг;
л) обязательных требований к обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу;
м) обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
н) изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных пунктами 12 - 24.19 технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в части ремонта и содержания автомобильных дорог.
Объектами автодорожного надзора являются:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие):
деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок), в том числе деятельность по организованной перевозке группы детей автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов, а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами);
деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию;
деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями;
деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок;
деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;
деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
б) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования:
внесение платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам таких автомобильных дорог;
внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
дорожно-строительные материалы, указанные в приложении N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);
дорожно-строительные изделия, указанные в приложении N 2 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);
в) производственные объекты:
остановочный пункт, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции;
транспортное средство;
автомобильная дорога общего пользования федерального значения и искусственные дорожные сооружения на ней;
примыкания к автомобильным дорогам федерального значения, в том числе примыкания объектов дорожного сервиса;
объекты дорожного сервиса, расположенные в границах полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
придорожные полосы и полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Профилактическая работа
В рамках поставленной задачи о перенесении акцента работы контрольно-надзорных органов с проверочной на предупредительную в 2022 году территориальными органами Госавтодорнадзора в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства на 2022 год, утвержденной приказом Ространснадзора от 09.12.2021 N ВБ-1031фс "Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год", проведена следующая профилактическая работа.
1. | Количество проведенных профилактических мероприятий - всего, в том числе: | 430242 |
1.1. | информирование (количество фактов размещения информации на официальном сайте контрольного (надзорного) органа) | 185850 |
1.2. | обобщение правоприменительной практики (количество докладов о правоприменительной практике, размещенных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа) | 1 |
1.3. | объявление предостережения | 62877 |
1.4. | консультирование | 161577 |
1.5. | профилактический визит, из них: | 19937 |
1.5.1. | обязательный профилактический визит | 6155 |
Анализ аварийности на автомобильном транспорте
поднадзорных хозяйствующих субъектов
В Российской Федерации, по данным ГУ ОБДД МВД РФ, за 12 месяцев 2022 года было совершено 126705 ДТП (снижение к АППГ - 5,0%), в результате которых погибло 14172 человека (снижение к АППГ - 5,7%) и ранено 159635 человек (снижение к АППГ - 4,7%). Тяжесть последствий ДТП составила 8,2. В том числе 122 ДТП (снижение к АППГ - 4,7%) было отнесено к категории с особо тяжкими последствиями (ДТП с ОТП), в которых погибло 258 человек (снижение к АППГ - 15,7%) и ранен 1258 человек (рост к АППГ - 0,4%). Тяжесть последствий ДТП составила 17,0.
Из общего количества совершенных ДТП 111178 (снижение к АППГ - 4,8%) произошло из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств, в результате чего погибло 11927 человек (снижение к АППГ - 3,8%) и ранено 145421 человек (снижение к АППГ - 4,9%). Тяжесть последствий ДТП составила 7,6.
В том числе 3472 ДТП произошло по вине водителей автобусов (рост к АППГ - 0,2%), в которых погибло 180 человек (рост к АППГ - 8,4%) и 5394 человека ранено (рост к АППГ - 1,3%). Тяжесть последствий ДТП составила 3,2. Из них 2662 ДТП (рост к АППГ - 5,8%) было совершено по вине водителей-перевозчиков, имеющих лицензию. В указанных ДТП погибло 132 человека (рост к АППГ - 4,8%) и ранено 4326 человек (рост к АППГ - 9,3%). Тяжесть последствий ДТП составила 3,0.
Также было зафиксировано 1047 ДТП по вине водителей автобусов, находящихся в собственности физических лиц (снижение к АППГ - 16,2%), в которых погибло 74 человека (рост к АППГ - 7,2%) и 1687 человек ранены (снижение к АППГ - 14,1%). Тяжесть последствий ДТП составила 4,2.
Кроме того, было зафиксировано 9 ДТП с ОТП (2021 г. - 7) по вине водителей-перевозчиков, имеющих лицензию, в которых погибло 28 человек (2021 г. - 24 человека) и ранено 92 человека (2021 г. - 80 человек).
По фактам ДТП на лицензируемом пассажирском автотранспорте Госавтодорнадзором по согласованию с органами прокуратуры было проведено 159 проверок, по результатам которых было вынесено 162 постановления, выдано 107 предписаний и 23 предупреждения, привлечено к административной ответственности 74 юридических и 30 должностных лиц, а также 62 индивидуальных предпринимателя, приостановлено действие одной лицензии.
Результаты контрольно-надзорной деятельности
Госавтодорнадзора за 2022 год
По состоянию на 1 января 2023 года автодорожный надзор охватывает деятельность 149494 контролируемых лиц и 424944 объектов контроля, из них по категории риска причинения вреда (ущерба) 187734 (1129 высокий риск, 565 значительный риск, 7410 средний риск, 178630 низкий риск).
Общее количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом за 12 месяцев 2022 года территориальными органами составило 2164, из них:
- 751 плановое контрольное (надзорное) мероприятие (7 инспекционных визитов, 189 документарных КНМ, 555 выездных КНМ);
- 1413 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (1 контрольная закупка, 28 инспекционных визитов, 1211 документарных КНМ, 173 выездных КНМ).
Также 29543 контрольных (надзорных) мероприятий проведено без взаимодействия с контролируемым лицом:
- 27862 наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
- 1681 выездное обследование.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 было отменено 2577 плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В плане проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год согласовано с соответствующими органами прокуратуры и утверждено посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий 215 контрольных (надзорных) мероприятий.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году территориальными органами выявлено 7710 нарушений обязательных требований.
Общее количество осмотренных объектов контроля (надзора) в рамках постоянного рейда за 2022 год составляет 855063, из них:
- 852990 транспортных средств;
- 499 объектов транспортной инфраструктуры;
- 1574 участка автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В ходе данных мероприятий выявлено 349522 нарушения.
Механизм досудебного обжалования
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 663 определен перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г. Федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве включен в указанный перечень.
В соответствии с требованиями статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" обеспечен досудебный порядок рассмотрения жалоб контролируемых лиц исключительно через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
В порядке досудебного обжалования в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в 2022 году поступило 11 жалоб, из которых:
- 3 жалобы удовлетворены частично;
- 3 жалобы оставлены без удовлетворения;
- по 5 жалобам вынесены отказы в рассмотрении.
Нарушения сроков рассмотрения жалоб на решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц допущено не было.
Низкое количество жалоб может свидетельствовать о соблюдении должностными лицами территориальных органов при осуществлении автодорожного надзора требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Типичные нарушения обязательных требований на автомобильном
транспорте, городском наземном электрическом транспорте
и в дорожном хозяйстве
а) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок), в том числе деятельность по организованной перевозке группы детей автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов, а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами)
Типичные нарушения обязательных требований | Статья КоАП РФ | Количество нарушений, ед. | Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн | Ст. 12.21.3 | 22394 | 1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства | Ст. 12.21.1 | 18312 | 1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа | ч. 1 ст. 11.23 | 13571 | 1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов |
Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом | ч. 6 ст. 12.31.1 | 12467 | Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов |
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств | ч. 3 ст. 12.31.1 | 9665 | 1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств | ч. 2 ст. 12.31.1 | 9003 | 1) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов; 3) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха РФ | ч. 3 ст. 11.23 | 6913 | 1) Отсутствие требовательности к подготовке и уровню знаний водительского состава; 2) Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц субъектов |
б) деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию
Типичные нарушения обязательных требований | Статья КоАП РФ | Количество нарушений, ед. | Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Отсутствие работника, назначенного приказом лицензиата ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью | ч. 3 ст. 14.1.2, ч. 2 ст. 19.20 | 2949 | 1) Экономия расходов денежных средств субъектов; 2) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
Незаполнение путевых листов в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" | |||
Неоснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS | |||
Невключение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом дополнительных автобусов для осуществления лицензируемой деятельности | |||
Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии | ч. 1, 2 ст. 14.1.2, ч. 1 ст. 19.20 | 669 | 1) Низкий показатель уровня правовой грамотности населения, учитывающий все многообразие знаний, навыков и установок в области лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами; 2) Экономия расходов денежных средств субъектов |
в) деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями
Типичные нарушения обязательных требований | Статья КоАП РФ | Количество нарушений, ед. | Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг | Ст. 9.13 | 3101 | 1) Отсутствие финансирования; 2) Отсутствие технической возможности; 3) Сознательное нарушение в целях экономии финансов |
г) деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок
Типичные нарушения обязательных требований | Статья КоАП РФ | Количество нарушений, ед. | Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Нарушение режима труда и отдыха водителей | Ч. 3 ст. 11.23 | 69622 | Желание увеличить доходы за счет сокращения времени отдыха |
Управление транспортным средством без тахографа либо с нарушением требований к использованию тахографа | Ч. 1 ст. 11.23 | 58052 | 1) Отсутствие контроля со стороны собственника транспортного средства за работоспособностью тахографа; 2) Сознательное выведение тахографа из строя для сокрытия переработки |
Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) при осуществлении международной автомобильной перевозки, а равно без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз или в установленных случаях без списков пассажиров автобуса, осуществляющего нерегулярную перевозку | Ст. 11.27 | 13894 | Умышленные действия с целью сокрытия документов на перевозку |
Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства | Ч. 2 ст. 12.25 | 7171 | 1) Отсутствие контроля со стороны собственника транспортного средства; 2) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации с целью сокрытия иного правонарушения |
Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения | Ст. 11.29 | 1558 | 1) Отсутствие контроля со стороны собственника транспортного средства; 2) Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
д) деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения
Типичные нарушения обязательных требований | Статья КоАП РФ | Количество нарушений, ед. | Факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений |
Нарушения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011, в том числе: | Ст. 14.43 | 1753 | Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации |
дефекты покрытия проезжей части (просадки, выбоины, трещины и т.д.) | Умышленное неисполнение требований законодательства Российской Федерации | ||
отсутствие или повреждение технических средств организации дорожного движения, предусмотренных проектом (схемой) организации дорожного движения | |||
нарушения по зимнему содержанию автомобильной дороги (наличие зимней скользкости, снежных валов в неустановленных местах, участков уплотнения снежного покрова на проезжей части мостовых сооружений) | Недостаточное количество дорожной техники и запасов противогололедных материалов у подрядных организаций, осуществляющих содержание автомобильной дороги | ||
несоответствие применяемых дорожно-строительных материалов и изделий требованиям ТР ТС 014/2011 (отсутствие сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствия, отсутствие на изделии единого знака обращения продукции) | Непроведение подрядными организациями входного контроля поступающих дорожно-строительных материалов и изделий и неосуществление заказчиком выборочного контроля | ||
наличие съездов с автомобильной дороги в неустановленных местах | Расположение вдоль автомобильных дорог общего пользования полей сельскохозяйственного назначения, объектов коммерческого предназначения, частного сектора | ||
размещение средств наружной рекламы в полосе отвода или иной информации, не имеющей непосредственного отношения к организации движения | |||
нарушения по размещению и эксплуатации объектов дорожного и придорожного сервиса (отсутствие и (или) невыполнение технических условий, нарушения нормативного состояния дорожного покрытия, освещения, дорожных знаков и т.д.) | Отсутствие должного контроля со стороны владельцев автомобильных дорог |
Предложения об актуализации обязательных требований
В настоящее время в связи с переводом большинства государственных услуг в электронный вид возникает необходимость электронных форматов взаимодействия и ухода от бумажных носителей, в связи с чем полагаем целесообразным внесение изменений в нормативные правовые акты, связанные с обеспечением вывода отдельных услуг Ространснадзора на Единый портал государственных и муниципальных услуг (реестровая модель разрешительной деятельности).
Предложения о внесении изменений в законодательство
Российской Федерации о государственном контроле (надзоре),
муниципальном контроле
Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043 "О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве" в части включения в перечень объектов надзора деятельность учебных организаций по проведению курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы.