КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2017 г. N 1020-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЗОЛОТАРЕВА ВЯЧЕСЛАВА ВИКТОРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 4.1 СТАТЬИ 12.5 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Золотарева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Золотарев оспаривает конституционность части 4.1 статьи 12.5 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак "Инвалид", влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Как следует из представленных материалов, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения вышестоящими судами, В.В. Золотарев был привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей (часть 4.1 статьи 12.5 КоАП Российской Федерации).
Заявитель просит признать часть 4.1 статьи 12.5 КоАП Российской Федерации противоречащей статье 21 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку предусмотренное ею наказание выше наказания, установленного за совершение других административных правонарушений в области дорожного движения, имеющих, по мнению заявителя, большую степень общественной опасности.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что федеральный законодатель, обладая широкой дискрецией в сфере административно-деликтных отношений, во всяком случае не может действовать произвольно при определении составов административных правонарушений и мер ответственности за их совершение, будучи прежде всего связанным вытекающими из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериями необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П; Определение от 23 июня 2015 года N 1236-О).
Установление административной ответственности за те или иные административные правонарушения всегда предполагает определенную усредненность оценки законодателем соответствующего деяния и его возможных неблагоприятных последствий в контексте целей административного наказания - предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 13-П). Само же по себе закрепление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административных штрафов не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя, который вправе вводить соразмерные сложившимся социально-экономическим реалиям административные наказания за противоправные посягательства, объектами которых выступают общественные отношения, нуждающиеся в административно-деликтной правовой охране.
Часть 4.1 статьи 12.5 КоАП Российской Федерации охраняет общественные отношения в сфере дорожного движения, связанные с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси, и предусматривает административную ответственность за действия, создающие угрозу, в том числе экономическим, интересам лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковым такси с соблюдением требований, предъявляемых к такой деятельности нормативными правовыми актами.
Таким образом, оспариваемое законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с приведенными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Золотарева Вячеслава Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН