ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2023 г. N 309-ЭС23-440
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд" на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.05.2022 по делу N А34-15268/2021, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.11.2022 по тому же делу по заявлению Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гранд" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гранд" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 03.02.2022 произведена замена Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на его правопреемника Приволжско-Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - административный орган).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.05.2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 23.11.2022 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе административному органу в удовлетворении заявления.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2023 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Курганской области.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов установлены основания для передачи упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе контрольного мероприятия - внеплановой мониторинговой закупки административный орган выявил факт реализации обществом дизельного топлива ДТ-Л-К5, летнего, экологического класса К5, не соответствующего требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - ТР ТС 013/2011).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протокола от 14.09.2021 N 19Ю об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, и обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к указанной административной ответственности.
Рассматривая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что общество осуществляло реализацию указанного дизельного топлива, не соответствующего требованиям ТР ТС 013/2011, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и привлекли общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей. При этом, определяя размер административного штрафа, подлежащего применению к обществу, суды исходили из того, что поскольку сумма выручки от реализации дизельного топлива на АЗС N 110 за 2020 год составила 1 195 596 рублей 13 копеек, и 1% от указанной выручки составляет менее 500 000 рублей, то штраф подлежит назначению в минимально возможном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, - 500 000 рублей. Нарушений порядка проведения проверки и производства по делу об административном правонарушении суды не установили.
Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы о существенных нарушениях судами норм материального права, повлиявших на исход дела.
Так, в частности, общество приводит доводы о том, что Федеральным законом от 29.12.2017 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке" введена часть 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ, согласно которой размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3% суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.
По мнению общества, положения части 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ направлены на обеспечение индивидуального подхода к определению размера административного штрафа исходя из размера выручки правонарушителя и подлежат применению при определении минимального размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Таким образом, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, а также на положения КоАП РФ, общество полагает, что минимальный размер санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, подлежит определению с учетом положений части 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ. Назначенный обществу административный штраф в размере 500 000 рублей с учетом осуществляемой предпринимателем деятельности и размером выручки от этой деятельности является непосильным и носит характер избыточного административного принуждения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу общества с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Иные доводы общества являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, применительно к установленным обстоятельствам, связанным с совершением обществом вмененного правонарушения и с соблюдением административным органом порядка проведения проверки и производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд" с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Г.ПЕРШУТОВ