ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2018 г. N 33-АД18-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу и.о. директора Ленинградского областного государственного предприятия "Всеволожское дорожное ремонтно-строительное управление" Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области (далее - ЛОГП "Всеволожское ДРСУ", предприятие) Струкова Алексея Васильевича на вступившие в законную силу постановление должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области), заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель от 5 апреля 2016 г. N 29/03/2016, решение судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 8 сентября 2016 г. N 12-373/2016, решение судьи Ленинградского областного суда от 24 октября 2016 г. N 7-1363/2016 и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда от 1 августа 2017 г. N П4а-415/2017, вынесенные в отношении ЛОГП "Всеволожское ДРСУ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Управления Росреестра по Ленинградской области, заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель от 5 апреля 2016 г. N 29/03/2016 ЛОГП "Всеволожское ДРСУ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 8 сентября 2016 г. N 12-373/2016, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 24 октября 2016 г. N 7-1363/2016 и постановлением заместителя председателя Ленинградского областного суда от 1 августа 2017 г. N П4а-415/2017, постановление должностного лица изменено, уточнена дата совершения (выявления) административного правонарушения - 29 марта 2016 г., в остальной части указанный акт оставлен без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, и.о. директора ЛОГП "Всеволожское ДРСУ" Струков А.В. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении предприятия по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения) использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Основанием для привлечения ЛОГП "Всеволожское ДРСУ" к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужил выявленный 29 марта 2016 г. должностным лицом Управления Росреестра по Ленинградской области в рамках плановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства факт использования предприятием земельного участка с кадастровым номером 47:07:0918004:23, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Борисова Грива, находящегося в собственности Ленинградской области, с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий ДРУ N 3, категория земли - земли населенных пунктов, не по целевому назначению, для осуществления деятельности по складированию и обработке пиломатериалов.
Факт совершения ЛОГП "Всеволожское ДРСУ" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: актом проверки (л.д. 22 - 24), предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства (л.д. 25 - 27), фотоматериалом (л.д. 30 - 32), протоколом об административном правонарушении (л.д. 48 - 50) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприятие, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы об отсутствии в деянии предприятия состава вмененного административного правонарушения с указанием на то, что предприятие каким-либо вещным правом на указанный земельный участок не обладает, деятельности на нем не осуществляет, состоятельным признать нельзя.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок был предоставлен предприятию для эксплуатации производственных зданий ДРУ N 3 (постановление муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 3 декабря 2007 г. N 5082). На земельном участке расположены четыре здания, принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения.
В силу абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Исходя из положений указанной нормы, предприятие, которому земельный участок предоставлен в пользование для эксплуатации производственных зданий ДРУ N 3, является субъектом вмененного административного правонарушения.
То обстоятельство, что на дату выявления административного правонарушения, предприятием не выполнены действия по межеванию границ участка, не произведена его постановка на государственный учет, не заключен договор аренды с администрацией муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, не обеспечена государственная регистрация права на него, не исключает административную ответственность предприятия за использование земельного участка не по целевому назначению, что объективно установлено в ходе производства по делу на основании собранных доказательств.
Довод жалобы о том, что проверка проведена должностным лицом Управления Росреестра по Ленинградской области с нарушением требований части 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), обоснованным признать нельзя.
В силу части 12 статьи 9 указанного Федерального закона о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства была проведена в отношении ЛОГП "Всеволожское ДРСУ" в период с 25 по 29 марта 2016 г.
О проведении указанной проверки юридическое лицо было уведомлено 15 марта 2016 г., что согласуется с требованиями приведенной нормы.
Нарушений требований Федерального закона N 294-ФЗ не установлено.
Административное наказание назначено предприятию в пределах санкции части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении предприятия к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление должностного лица Управления Росреестра по Ленинградской области, заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель от 5 апреля 2016 г. N 29/03/2016, решение судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 8 сентября 2016 г. N 12-373/2016, решение судьи Ленинградского областного суда от 24 октября 2016 г. N 7-1363/2016 и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда от 1 августа 2017 г. N П4а-415/2017, вынесенные в отношении ЛОГП "Всеволожское ДРСУ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу и.о. директора ЛОГП "Всеволожское ДРСУ" Струкова А.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ