ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2022 г. N 5-АД22-42-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Бажановой Екатерины Алексеевны на вступившие в законную силу постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 08.09.2020, решение судьи Московского городского суда от 10.12.2020 N 7-12310/2020 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 N 16-2802/21, состоявшиеся в отношении Бажановой Екатерины Алексеевны (далее - Бажанова Е.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Тверского районного суда города Москвы от 08.09.2020, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 10.12.2020 N 7-12310/2020 и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 N 16-2802/21, Бажанова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Бажанова Е.А. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в отношении нее, ставя вопрос об их отмене.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Бажановой Е.А. к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 (далее - Правила), в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" на территории города Москвы введен режим повышенной готовности (пункт 1).
Пунктом 2 данного Указа запрещено проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о публичных мероприятиях).
Из статьи 2 данного закона следует, что публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Под пикетированием в силу указанной статьи Закона о публичных мероприятиях понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Бажановой Е.А. вменено невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, выразившееся в проведении ею публичного мероприятия в форме пикета с использованием агитационного плаката в 17 часов 20 минут 18.06.2020 у здания Администрации Президента Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул. Ильинка, д. 23 в нарушение приведенных выше норм Указа Мэра Москвы.
Изложенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении (л.д. 2 - 4), рапортами сотрудников полиции ГУ МВД России по г. Москве (л.д. 7, 8), их письменными объяснениями (л.д. 9, 10), справкой ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве в отношении Бажановой Е.А. (л.д. 11), фотоматериалом (л.д. 20 - 22), протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (л.д. 5), протоколом об административном задержании (л.д. 6), а также иными материалами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 этого Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы судебных инстанций сомнений не вызывают.
Вопреки доводам жалобы установленный на территории города Москвы при введении режима повышенной готовности запрет проведения публичных мероприятий 18.06.2020 Бажановой Е.А. не соблюден, что послужило основанием для ее привлечения к административной ответственности по настоящему делу.
Суждения Бажановой Е.А. о несоответствии, по ее мнению, установленных Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" ограничений целям их введения, направленным на противодействие распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), правового значения в рассматриваемом случае не имеют, поскольку вышеозначенные нормы названного Указа на момент совершения административного правонарушения действовали, в установленном порядке отменены не были, следовательно, подлежали применению. Аналогичные доводы заявителя обоснованно признаны несостоятельными при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями.
Несогласие заявителя с выводами судей, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных нормативно-правовых актов, подлежащих применению, в том числе Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", само по себе основанием для отмены обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок давности привлечения Бажановой Е.А. к административной ответственности соблюдены.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае применение такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как доставление обусловлено тем обстоятельством, что без ее применения было невозможно пресечение совершаемого административного правонарушения. В соответствии с частью 2 статьи 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доставление осуществлено в возможно короткий срок. Административное задержание произведено в связи с необходимостью совершения в отношении лица, причастного к совершению административного правонарушения, предусмотренных названным Кодексом процессуальных действий, требующих личного участия, закреплением доказательств, необходимых для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан.
Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 08.09.2020, решение судьи Московского городского суда от 10.12.2020 N 7-12310/2020 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 N 16-2802/21, состоявшиеся в отношении Бажановой Екатерины Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу названного лица - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ