ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2020 г. N 38-АД20-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Короткова Сергея Евгеньевича на вступившие в законную силу постановление административной комиссии муниципального образования города Тулы от 21 февраля 2019 года, решение судьи Советского районного суда города Тулы от 2 апреля 2019 года, решение судьи Тульского областного суда от 13 июня 2019 года и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 7 августа 2019 года, состоявшиеся в отношении Короткова Сергея Евгеньевича (далее - Коротков С.Е.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 8.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области" (далее - Закон Тульской области "Об административных правонарушениях в Тульской области"),
установил:
постановлением административной комиссии муниципального образования города Тулы от 21 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Тулы от 2 апреля 2019 года, решением судьи Тульского областного суда от 13 июня 2019 года и постановлением заместителя председателя Тульского областного суда от 7 августа 2019 года, Коротков С.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8.12 Закона Тульской области "Об административных правонарушениях в Тульской области", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Коротков С.Е. ставит вопрос об отмене актов, принятых в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.12 Закона Тульской области "Об административных правонарушениях в Тульской области" (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Короткова С.Е. к административной ответственности) невнесение установленной муниципальными нормативными правовыми актами платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере двух тысяч пятисот рублей.
Согласно пункту 6.6 Правил создания и пользования платными городскими парковками, утвержденных решением Тульской городской Думы от 22 апреля 2015 года N 11/266 "Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании "город Тула" (далее - Правила), пользователь платной городской парковки обязан в течение тридцати минут с момента въезда на парковочное место осуществить плату за размещение транспортного средства на платной городской парковке (за исключением случаев, когда транспортное средство может быть размещено бесплатно) либо покинуть платную городскую парковку.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Основанием для привлечения Короткова С.Е. к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 8.12 Закона Тульской области "Об административных правонарушениях в Тульской области" послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что 9 января 2019 года в период с 09 часов 31 минуты до 11 часов 37 минут на территории платной городской парковки, расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по адресу: город Тула, улица Советская, дом 2, было размещено транспортное средство марки "Mazda CX-5", государственный регистрационный знак < ... > собственником (владельцем) которого является Коротков С.Е., в нарушение требований пункта 6.6 Правил без осуществления оплаты.
Однако данный вывод является преждевременным.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил к территории платной городской парковки относится весь участок улично-дорожной сети, обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой, предусмотренными Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения).
Платной парковкой (парковочным местом) признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений, находящихся в собственности муниципального образования "город Тула", и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе по решению администрации города Тулы (пункт 1.3 Правил).
Знак дополнительной информации (табличка) 8.8 "Платные услуги" Приложения N 1 к Правилам дорожного движения указывает, что услуги предоставляются только за плату.
Как следует из представленных материалов, Короткову С.Е. вменяется в вину размещение транспортного средства марки "Mazda CX-5", государственный регистрационный знак < ... > , собственником (владельцем) которого он является, на платной городской парковке без осуществления оплаты.
В соответствии с фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фотосъемки, "Дозор-М", идентификатор N А 071, свидетельство о поверке 18/П-1299-18 (поверка действительна до 14 октября 2020 года), водителем размещено упомянутое выше транспортное средство по адресу: город Тула, улица Советская, дом 2.
Однако из данного фотоматериала с очевидностью не следует, что вышеназванное транспортное средство расположено на городской парковке в зоне специально обозначенных мест с информационным знаком 6.4 "Парковка (парковочное место)" и знаком дополнительной информации (табличкой) 8.8 "Платные услуги" Приложения N 1 к Правилам дорожного движения.
В ходе производства по делу Коротков С.Е. последовательно отрицал факт размещения принадлежащего ему транспортного средства на парковочном месте, относящемся к платной городской парковке.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы заявителя нижестоящими судебными инстанциями опровергнуты не были.
При рассмотрении жалоб Короткова С.Е. на постановление административной комиссии судебными инстанциями было установлено, что транспортное средство, принадлежащее названному лицу, было расположено на парковочном пространстве N 1020, которое согласно постановлению администрации города Тулы от 30 июня 2015 года N 3507 "О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании "город Тула" (далее - постановление администрации города Тулы) находится в пределах пикетного участка ПК 19 + 50 - ПК 20 + 50.
При этом судебными инстанциями со ссылкой на схему был сделан вывод о том, что парковочное пространство N 1020 распространяется от дорожного знака 6.4 "Парковка (парковочное место)" до пересечения улицы Советской со съездом на улицу Коминтерна города Тулы.
Однако из судебных актов не усматривается, на основании какой схемы был сделан такой вывод.
В качестве доказательства вины Короткова С.Е. в совершении вмененного административного правонарушения суды сослались на дислокацию дорожных знаков и разметки улицы Советской города Тулы.
Вместе с тем из материалов дела не следует актуальность данной дислокации по состоянию на 9 января 2019 года, из нее не усматривается, когда и кем она была утверждена.
Кроме того, согласно названной дислокации на участке дороги, где было зафиксировано вмененное Короткову С.Е. административное правонарушение, установлен дорожный знак 6.4 "Парковка (парковочное место)" с табличками 8.6.1 "Способ постановки транспортного средства на стоянку" и 8.8 "Платные услуги" Приложения N 1 к Правилам дорожного движения, а также нанесена дорожная разметка 1.1 Приложения N 2 к Правилам дорожного движения. При этом данная разметка 1.1 заканчивается до поворота на улицу Коминтерна. В этой дислокации на участке дороги по окончанию дорожной разметки 1.1 имеется необозначенная разметка парковочных мест (л.д. 38 - 39).
Из представленных заявителем жалобы фотоматериалов следует, что на парковочном пространстве N 1020 фактически отсутствует дорожная разметка, разделяющая парковочные места, однако до поворота на улицу Коминтерна нанесена дорожная разметка, свидетельствующая о завершении платной парковки.
Кроме того, из открытого ресурса "Яндекс карты" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" усматривается, что в 2019 году в районе дома 2 по улице Советской города Тулы имелась платная парковка, начало которой обозначено дорожным знаком 6.4 "Парковка (парковочное место)" и знаком дополнительной информации (табличкой) 8.8 "Платные услуги" Приложения N 1 к Правилам дорожного движения, а также имелась дорожная разметка, указывающая на начало зоны действия этих знаков, разделяющая парковочные места, указывающая на завершение парковочных мест.
Следует отметить, что дорожная разметка 1.1 Приложения N 2 к Правилам дорожного движения, нанесенная на улице Советской, определяет 13 парковочных мест, что согласуется с постановлением администрации города Тулы, согласно которому парковочное пространство N 1020 включает 13 платных парковочных мест.
После указанной разметки и до поворота на улицу Коминтерна имеется участок дороги, позволяющий разместить несколько транспортных средств, при этом на данном участке не имеется дорожной разметки, разделяющей парковочные места.
При этом координаты места совершения административного правонарушения, указанные в постановлении административной комиссии, на конкретное парковочное место, где находилось транспортное средство Короткова С.Е., не указывают.
Данные обстоятельства судебными инстанциями не исследовались, оценка им не дана.
С учетом изложенного и доводов жалобы заявителя о том, что его транспортное средство было припарковано вне зоны действия знака 6.4 "Парковка (парковочное место)" с табличкой дополнительной информации 8.8 "Платные услуги" Приложения N 1 к Правилам дорожного движения, а именно - после разметки, указывающей на завершение платной парковки, следует признать, что судебными инстанциями настоящее дело разрешено в нарушение требований, установленных статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопрос о том, где находилось транспортное средство Короткова С.Е. судами должным образом не выяснялся.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При таких обстоятельствах решение судьи Советского районного суда города Тулы от 2 апреля 2019 года, решение судьи Тульского областного суда от 13 июня 2019 года и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 7 августа 2019 года, состоявшиеся в отношении Короткова С.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 8.12 Закона Тульской области "Об административных правонарушениях в Тульской области", подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Советского районного суда города Тулы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение судьи Советского районного суда города Тулы от 2 апреля 2019 года, решение судьи Тульского областного суда от 13 июня 2019 года и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 7 августа 2019 года, вынесенные в отношении Короткова Сергея Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 8.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области", отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд города Тулы.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ