ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2020 г. N 78-АД20-9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу Димитриева А.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 154 Санкт-Петербурга от 14 мая 2018 года, решение судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2018 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 04 сентября 2019 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" Хитрова Максима Юрьевича (далее - Хитров М.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 154 Санкт-Петербурга от 14 мая 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2018 года и постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 04 сентября 2019 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Хитрова М.Ю. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье, Димитриев А.Ю. просит отменить судебные акты, вынесенные по настоящему делу, считая их незаконными, дело направить на новое рассмотрение.
Лицо, в отношении которого производство по данному делу об административном правонарушении прекращено, Хитров М.Ю. уведомлен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом указанной жалобы. В установленный срок защитником Данченко В.А. представлены возражения, в которых он просит обжалуемые акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Хитрова М.Ю. к административной ответственности) нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Из материалов дела следует, что в период со 02 мая 2017 года по 26 мая 2017 года в ходе проверки объекта топливно-энергетического комплекса: Нарьян-Марская нефтебаза Северного регионального управления общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт", проведенной должностными лицами Росгвардии, выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) и Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года N 458, выразившиеся в непринятии мер по приведению контрольно-пропускного пункта названного объекта в соответствие с требованиями, установленными указанными нормами.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 26 мая 2017 года N 19/2017 (л.д. 12).
По факту выявленных нарушений 05 марта 2018 года должностным лицом Отдела Росгвардии по Ненецкому автономному округу в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" Хитрова М.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела мировой судья судебного участка N 154 Санкт-Петербурга пришел к выводу о том, что должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственный функции, является начальник Нарьян-Марской нефтебазы Северного регионального управления общества. На момент проведения проверки указанную должность занимал Елисеев Ю.И., в связи с чем генеральный директор общества Хитров М.Ю. не может быть привлечен к административной ответственности, установленной статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С такими выводами согласились вышестоящие судебные инстанции.
Однако данные выводы являлись преждевременными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона N 256-ФЗ субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с частью 3 *** указанного закона соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно Уставу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом - генеральным директором общества.
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц следует, что генеральным директором общества является Хитров М.Ю.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Мировым судьей в постановлении от 14 мая 2018 года указано на то, что руководителем Нарьян-Марской нефтебазы Северного регионального управления общества и должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, является начальник Нарьян-Марской нефтебазы Северного регионального управления общества, что подтверждается должностной инструкцией начальника Нарьян-Марской нефтебазы.
Из пункта 2.49 указанной должностной инструкции следует, что лицо, занимающее данную должность, обязано осуществлять непосредственное руководство организацией работ в области антитеррористической защищенности нефтебазы "Нарьян-Марская".
При этом судом не выяснялось, что следует относить к данной деятельности.
Вместе с тем, из указанной инструкции не усматривается, что лицо, занимающее данную должность, обязано обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность объекта топливно-энергетического комплекса, организовывать пропускной режим и осуществлять контроль за его состоянием.
Названные обязанности прямо прописаны в пунктах 3.25, 3.2.6 должностной инструкции начальника Управления корпоративной безопасности по Северо-Западному региону, а также в положении об управлении корпоративной безопасности по Северо-Западному региону (пункты 2.1.5, 2.2.14, 2.2.18) (л.д. 73, 85, 86).
Данному обстоятельству мировым судьей оценка не дана.
Указав на то, что начальником Нарьян-Марской нефтебазы Северного регионального управления общества в период проведения проверки являлся Елисеев Ю.И., мировой судья не дал оценки тому, что трудовой договор N 94/2017 между обществом и Елисеевым Ю.И. заключен 16 марта 2017 года (приступил к работе 18 марта 2017 года), то есть фактически за два месяца до проведенной проверки.
При этом согласно названному договору Елисееву Ю.И. установлен испытательный срок продолжительностью три месяца.
С учетом продолжительности осуществления названным лицом трудовой деятельности в должности начальника нефтебазы до момента проверки вопрос о том, имелась ли у Елисеева Ю.И. возможность принять меры по приведению контрольно-пропускного пункта Нарьян-Марской нефтебазы Северного регионального управления общества в соответствие с требованиями, установленными законом, судом не выяснялся. Елисеев Ю.И. в судебное заседание не вызывался, в качестве свидетеля по делу по известным ему обстоятельствам не допрашивался.
Следует отметить, что 14 апреля 2017 года в адрес заместителя генерального директора - начальника регионального управления общества Дайнеко Ю.Г. Федеральной службой Росгвардии направлено уведомление о том, что со 02 по 31 мая 2017 года в отношении общества будет проведена плановая выездная документальная проверка (л.д. 8).
Приказом заместителя генерального директора - начальника регионального управления общества Дайнеко Ю.Г. от 18 апреля 2017 года N С-143 внесены изменения в пункт 2.8 приказа Северного регионального управления "О назначении ответственных лиц за состояние антитеррористической защищенности объектов" от 23 октября 2015 года N С-452. Ответственным за состояние антитеррористической защищенности объекта нефтебаза "Нарьян-Марская" назначен Елисеев Ю.И. на время отсутствия механика нефтебазы "Нарьян-Марская" Козлова В.П. (л.д. 33).
При этом копии приказа Северного регионального управления "О назначении ответственных лиц за состояние антитеррористической защищенности объектов" от 23 октября 2015 года N С-452, равно как и сведений о причинах и продолжительности отсутствия Козлова В.П. в материалах дела не имеется.
В рассматриваемом случае с учетом того, что при рассмотрении дела безусловно не установлено лицо в обязанности которого входило обеспечение выполнения требований законодательных норм вывод о том, что в действиях Хитрова М.Ю. отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являлся преждевременным.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные при рассмотрении настоящего дела нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были устранены при рассмотрении жалоб вышестоящими судебными инстанциями.
Указанные нарушения являются существенными и не позволяют признать вынесенные по настоящему делу судебные акты законными.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 154 Санкт-Петербурга от 14 мая 2018 года, решение судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2018 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 04 сентября 2019 года, вынесенные в отношении генерального директора общества Хитрова М.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации настоящей жалобы срок давности привлечения Хитрова М.Ю. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек и направление дела на новое рассмотрение невозможно, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
жалобу начальника Управления Росгвардии по Ненецкому автономному округу Димитриева А.Ю. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 154 Санкт-Петербурга от 14 мая 2018 года, решение судьи Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03 сентября 2018 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 04 сентября 2019 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" Хитрова Максима Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ