ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2019 г. N 1-АД19-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника Федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Северное УГМС", Учреждение) Ершова Р.В. на вступившие в законную силу постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району от 25 декабря 2018 года N СА/660-18, решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 25 февраля 2019 года, решение судьи Архангельского областного суда от 18 апреля 2019 года и постановление заместителя председателя Архангельского областного суда от 17 июня 2019 года, вынесенные в отношении ФГБУ "Северное УГМС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району от 25 декабря 2018 года N СА/660-18, оставленным без изменения решением судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 25 февраля 2019 года, ФГБУ "Северное УГМС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Архангельского областного суда от 18 апреля 2019 года постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району от 25 декабря 2018 года N СА/660-18 и решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 25 февраля 2019 года изменены: назначенное ФГБУ "Северное УГМС" административное наказание снижено до 200 000 рублей.
Постановлением заместителя председателя Архангельского областного суда от 17 июня 2019 года постановление должностного лица и указанные судебные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник ФГБУ "Северное УГМС" Ершов Р.В. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных по настоящему делу, ссылаясь на их незаконность и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности) нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Положениями статьи 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе Российской Федерации) установлены правила пересечения Государственной границы.
В соответствии с частью 21 названной нормы российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 года N 863 (далее - Правила уведомления пограничных органов).
В силу пункта 8 названных Правил в случае изменения в ходе плавания плана перехода и (или) района осуществления деятельности и планируемого маршрута следования в указанный район российского судна, указанного в уведомлении, капитан российского судна незамедлительно информирует об этом по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте пограничный орган и проверяет получение пограничным органом указанной информации, при этом направление повторного уведомления не требуется.
Из материалов дела усматривается, что 31 августа 2018 года ФГБУ "Северное УГМС", являющееся собственником и судовладельцем научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов", уведомило пограничное Управление ФСБ России по западному арктическому району о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, по определенному маршруту.
01 сентября 2018 года судно "Михаил Сомов", под управлением капитана Гиль В.В. убыло из порта Архангельск по указанному в Уведомлении маршруту.
В ходе рейса 30 октября 2018 года судно "Михаил Сомов" изменило маршрут следования, заявленный в Уведомлении, и 31 октября 2018 года пересекло линию государственной границы Российской Федерации без уведомления капитаном пограничных органов о возникших изменениях плана перехода государственной границы, а именно, пересекло государственную границу Российской Федерации на вход в территориальные воды Российской Федерации в районе острова Хейса (Земля Франца-Иосифа), что не входило в заявленный в Уведомлении маршрут, чем были нарушены требования части 21 статьи 9 Закона о Государственной границе Российской Федерации и пункта 8 Правил уведомления пограничных органов.
Установленные органом пограничного контроля и судебными инстанциями обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; разрешением N 740/7 на плавание в акватории Северного морского пути; Уведомлением о намерении пересечь границу Российской Федерации от 31 августа 2018 года; сообщением начальника Пограничного управления по западному арктическому району и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе место и время совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае объективную сторону вмененного ФГБУ "Северное УГМС" административного правонарушения составляет нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, выразившееся в пересечении российским судном государственной границы без уведомления капитаном судна пограничных органов об изменении в ходе плавания планируемого маршрута следования.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние ФГБУ "Северное УГМС", имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области защиты государственной границы Российской Федерации, в том числе посредством обеспечения надлежащего контроля за соблюдением этих требований капитаном судна, правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области защиты государственной границы Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, административная ответственность по статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в каждом случае нарушения установленного режима Государственной границы Российской Федерации.
Правила подведомственности и подсудности при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а также порядок привлечения ФГБУ "Северное УГМС" к административной ответственности соблюдены.
Дело рассмотрено должностным лицом в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Административное наказание назначено Учреждению в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
Право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту в ходе производства по делу реализовано.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району от 25 декабря 2018 года N СА/660-18, решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 25 февраля 2019 года, решение судьи Архангельского областного суда от 18 апреля 2019 года и постановление заместителя председателя Архангельского областного суда от 17 июня 2019 года, вынесенные в отношении ФГБУ "Северное УГМС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу начальника ФГБУ "Северное УГМС" Ершова Р.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ