ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2019 г. N 31-АД19-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Антоновой И.М., действующей в интересах акционерного общества "Тандер", на вступившие в законную силу постановление от 14.12.2017 N 977, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16.04.2018 N 12-75/18, решение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 08.06.2018 N 21-281/2018 и постановление заместителя председателя Верховного суда Чувашской Республики от 02.08.2018 N 4-А-381/2018, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Тандер" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением от 14.12.2017 N 977, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, оставленным без изменения решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16.04.2018 N 12-75/18, решением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 08.06.2018 N 21-281/2018 и постановлением заместителя председателя Верховного суда Чувашской Республики от 02.08.2018 N 4-А-381/2018, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Антонова И.М. выражает несогласие с указанными актами, состоявшимися в отношении общества по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, общество привлечено к административной ответственности за нарушения статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пунктов 4.2, 7.8 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 (далее - СП 2.3.6.1066-01), выявленные в ходе проверки 23.08.2017 магазина "Магнит" (город Чебоксары, Эгерский бульвар, дом 26);
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные в ходе проверки 06.09.2017 магазина "Магнит" (город Чебоксары, проспект 9-ой пятилетки, дом 16/1);
нарушения статьи 11, 24 Закона N 52-ФЗ, пункта 2.4 СП 2.3.6.1066-01, пункта 3.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), выявленные 06.09.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Чебоксары, улица К. Иванова, дом 91;
нарушения статьи 11, 24 Закона N 52-ФЗ, пункта 2.4 СП 2.3.6.1066-01, пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, выявленные 23.08.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Чебоксары, проспект Мира, дом 15;
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 28.08.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица Ж. Крутовой, 10а;
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 28.08.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица Винокурова, 16;
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 28.08.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица Коммунистическая, 34;
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 28.08.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица Советская, 40;
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 28.08.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица Советская, 13;
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 31.08.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица Строителей, 52;
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 31.08.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица 10-ой Пятилетки, 37;
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 31.08.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, п. Кугеси, улица Первомайская, 8;
нарушения статьи 15 Закона N 52-ФЗ, пунктов 13.4 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 05.09.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица Строителей, 21;
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 05.09.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица Первомайская, 31;
нарушения статьи 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 5.4, 7.8 СП 2.3.6.1066-01, выявленные 05.09.2017 в рамках проверки магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Новочебоксарск, улица Советская, 69а.
Данные обстоятельства выявлены в рамках внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении общества в рамках контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Фактические обстоятельства вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 12 - 14, том 1), копиями акта проверки от 11.09.2017 (л.д. 11 - 16, том 2), распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 7 - 8, том 2) и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены. Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по данному делу, выявлены в рамках проведенной в отношении общества в период с 23.08.2017 по 07.09.2017 внеплановой выездной проверки, результаты которой оформлены актом от 11.09.2017. Постановление о назначении обществу административного наказания вынесено с соблюдением установленного срока давности привлечения к административной ответственности, на что обоснованно указано судьей городского суда в решении от 16.04.2018.
Утверждение в жалобе о недоказанности осуществления загрузки товаров в магазине "Магнит", находящемся в городе Чебоксары по улице К. Иванова, 91, с нарушением требований пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 (в соответствии с которым загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей), также являлось предметом рассмотрения судебных инстанций и было отклонено со ссылкой на то, что способ организации загрузки товаров достоверно определен на месте в момент проверки в присутствии директоров магазинов, исходя из расположения домов, предназначения помещений, нахождения в них товаров и специального оборудования. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.
Данных, свидетельствующих о том, что общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение (что недопустимо в силу части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), из материалов дела не усматривается.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление от 14.12.2017 N 977, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16.04.2018 N 12-75/18, решение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 08.06.2018 N 21-281/2018 и постановление заместителя председателя Верховного суда Чувашской Республики от 02.08.2018 N 4-А-381/2018, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Тандер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Антоновой И.М., действующей в интересах акционерного общества "Тандер", - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ