ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2022 г. N 47-АД22-3-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу с дополнениями защитника акционерного общества "Пассажирские перевозки" (далее - АО "Пассажирские перевозки", Общество) Кудайбергенова Х.Ш., на вступившие в законную силу постановление дознавателя Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Оренбургской области от 23 марта 2020 года, решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 02 февраля 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 13 апреля 2021 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2021 года, вынесенные в отношении АО "Пассажирские перевозки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением дознавателя Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Оренбургской области от 23 марта 2020 года АО "Пассажирские перевозки" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 680 000 рублей.
Решением судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 02 февраля 2021 года постановление дознавателя Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Оренбургской области от 23 марта 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 13 апреля 2021 года постановление дознавателя Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Оренбургской области от 23 марта 2020 года изменено: из описательно-мотивировочной части исключено указание на постановление начальника 3 группы (с дислокацией в п. Акбулак) отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области от 10 марта 2020 года, как на обстоятельство, отягчающее административную ответственность АО "Пассажирские перевозки". В остальной части указанное постановление должностного лица и решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 02 февраля 2021 года оставлены без изменения.
Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2021 года постановление дознавателя Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Оренбургской области от 23 марта 2020 года и состоявшиеся в порядке его обжалования судебные акты оставлены без изменения.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Кудайбергенов Х.Ш. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении АО "Пассажирские перевозки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон от 01 апреля 1993 года N 4730-1) пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
В соответствии с подпунктом 3.1 Инструкции для проводника пассажирского вагона международного сообщения (приложение N 35 Протокола пятьдесят шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (г. Москва, 17 - 18 мая 2012 года) (далее также - Инструкция), в пути следования проводник вагона обязан не допускать посадки и высадки пассажиров на ходу поезда.
Из подпункта 3.9 названной Инструкции следует, что во время движения пассажирского поезда проводник вагона обязан запереть боковые двери рабочего и нерабочего тамбура на доступный только изнутри вагона замок "секретку" и замок под трехгранный ключ.
Согласно подпункту 4.1 Инструкции, при следовании поезда пограничном районе и по перегону между пограничными станциями проводник вагона обязан обеспечивать соблюдение установленных правил для пассажиров.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 16 февраля 2020 года в 21 час 35 минут в г. Соль-Илецке Оренбургской области ПУ ФСБ России по Оренбургской области были выявлены и задержаны граждане Республики Узбекистан М. и У. в период времени с 20 часов 10 минут до 21 часа 40 минут в месте расположенном в 24 000 метрах от Государственной границы Российской Федерации (пограничный знак N 1007), в 4 000 метрах юго-западнее станции "Илек-1", в 5 000 метрах северо-восточнее разъезда "Денной", совершившие сход (высадку) с поезда N 007 межгосударственного сообщения "Алма-Ата - Саратов", следующего от железнодорожного пункта на станции "Илек-1" до Государственной границы Российской Федерации.
Иностранные граждане М. и У. осуществили сход (высадку) с поезда N 007 межгосударственного сообщения "Алма-Ата - Саратов" через открытую боковую дверь тамбура соответственно вагона N 5 и вагона N 6, не закрытыми на замок "секретку" и замок под трехгранный ключ, проводниками И. и О. чем нарушили подпункт 3.9 Инструкции, часть 1 статьи 9 Закона от 01 апреля 1993 года N 4730-1, а также порядок следования от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
АО "Пассажирские перевозки" не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В ходе пересмотра постановления о назначении Обществу административного наказания, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
Предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для освобождения АО "Пассажирские перевозки" от административной ответственности не имеется.
Иные доводы жалоб направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО "Пассажирские перевозки" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителей с такой оценкой не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения Закона от 01 апреля 1993 года N 4730-1, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении АО "Пассажирские перевозки" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление дознавателя Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Оренбургской области от 23 марта 2020 года, решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 02 февраля 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 13 апреля 2021 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2021 года, вынесенные в отношении АО "Пассажирские перевозки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу с дополнениями защитника Кудайбергенова Х.Ш. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ