1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -
влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.
Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
2. Лицо без гражданства, обратившееся с заявлением о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, или получившее указанный документ, или обратившееся с заявлением об установлении личности, предусмотренным статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не подлежит административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены при подаче соответствующего заявления.
- Статья 17.17. Нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом
- Статья 18.2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне
Государственная граница РФ - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, которые определяют пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации. Другими словами - это пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").
Пересечение Государственной границы должно осуществляться в пункте пропуска через Государственную границу, под которым понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 322 УК).
Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории РФ, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ст. 14 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"). Если в отношении указанных лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, то они в официальном порядке либо передаются властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу, либо выдворяются за пределы Российской Федерации с уведомлением властей того государства, на территорию которого выдворяются.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ, не должна наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба, а также создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами и пограничными войсками (ст. 13 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"). Такая деятельность должна осуществляться в соответствии с международными договорами Российской Федерации при соблюдении правил пересечения Государственной границы.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, либо рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, либо передаются на рассмотрение судьям районных судов по делам, влекущим административное выдворение за пределы РФ, применяемое в качестве дополнительного административного наказания; либо передаются на рассмотрение мировым судьям по делам, влекущим наложение административного штрафа.
Как следует из представленных материалов, постановлением уполномоченного должностного лица, оставленным без изменения судами, ООО "Магаданрыба" было признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении режима Государственной границы Российской Федерации (часть 1 статьи 18.1 КоАП Российской Федерации), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей. Однако заявитель оплатил указанный штраф за пределами установленного частью 1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации шестидесятидневного срока исполнения постановления о наложении административного штрафа, что послужило основанием для привлечения его к административной ответственности за уклонение от исполнения административного наказания.
Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2020 N 5-АД20-69
Примечанием к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные статьями главы 18 названного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях этой главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Постановление Верховного Суда РФ от 02.11.2020 N 19-АД20-11
Согласно примечанию к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей и иными статьями главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях названной главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Постановление Верховного Суда РФ от 06.11.2020 N 22-АД20-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев защитника Бескова С.В., действующего на основании ордера в интересах Блуашвили В., на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 13 декабря 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 января 2020 года и постановление заместителя председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2020 года, вынесенные в отношении Блуашвили Виталия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Конституционного Суда РФ от 25.11.2020 N 2824-О
Как следует из представленных материалов, постановлением уполномоченного должностного лица пограничной службы АО "Южморрыбфлот" (собственник судна СТ "Викинг") было признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении режима Государственной границы Российской Федерации (часть 1 статьи 18.1 КоАП Российской Федерации), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере четырехсот пятидесяти тысяч рублей. При этом вступившим в законную силу решением суда с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, устанавливающих возможность снизить размер административного штрафа, итоговый размер назначенного заявителю административного штрафа был снижен до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Постановление Верховного Суда РФ от 09.03.2022 N 41-АД22-1-К4
Согласно примечанию к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Постановление Верховного Суда РФ от 19.05.2022 N 47-АД22-3-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу с дополнениями защитника акционерного общества "Пассажирские перевозки" (далее - АО "Пассажирские перевозки", Общество) Кудайбергенова Х.Ш., на вступившие в законную силу постановление дознавателя Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Оренбургской области от 23 марта 2020 года, решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 02 февраля 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 13 апреля 2021 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2021 года, вынесенные в отношении АО "Пассажирские перевозки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 26.05.2022 N 47-АД22-5-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу с дополнениями защитника акционерного общества "Пассажирские перевозки" (далее - АО "Пассажирские перевозки", Общество) Кудайбергенова Х.Ш., на определение судьи Акбулакского районного суда Оренбургской области от 03 июля 2020 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 18 августа 2020 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2021 года, вынесенные в отношении АО "Пассажирские перевозки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 05.07.2022 N 47-АД22-4-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу и дополнение к ней защитника акционерного общества "Пассажирские перевозки" (далее - АО "Пассажирские перевозки", общество) Кудайбергенова Х.Ш., на постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в г. Соль-Илецке) отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) по Оренбургской области от 16 января 2020 г., определение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 16 июля 2020 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 9 сентября 2020 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Пассажирские перевозки",
Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2020 N 308-ЭС20-14464 по делу N А53-40210/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Палмали" о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Ростовской области" от 29.10.2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2020 N 308-ЭС20-14191 по делу N А53-40270/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Палмали" о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Ростовской области" от 18.10.2019 N УИН код-18907253760190020579 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей,