ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2019 г. по делу N 43-АД19-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Уткина А.Н., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Чистый город", на вступившие в законную силу постановление от 01.11.2017 N 04-229/Пс, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике, решение судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 12.01.2018 N 12-17/2018, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 23.05.2018 N 7-173/2018 и постановление председателя Верховного Суда Удмуртской Республики от 01.08.2018 N 4а-463, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением от 01.11.2017 N 04-229/Пс, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике (далее - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 12.01.2018 N 12-17/2018, решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 23.05.2018 N 7-173/2018 и постановлением председателя Верховного Суда Удмуртской Республики от 01.08.2018 N 4а-463, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Уткин А.Н. выражает несогласие с названными актами, вынесенными в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах; нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах.
Из пункта 2 статьи 11 Закона об отходах следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предназначенный, как следует из пункта 2 данного документа, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора.
По смыслу пунктов 4, 5 указанного Порядка отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, который составляет один календарный год.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, проведенной Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее также - административный орган) проверкой установлено, что обществом, на основании лицензии от 13.07.2012 N 018140 осуществляющим деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности на полигоне ТБО, расположенном на 31 км Нылгинского тракта, не представлена в административный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год.
В процессе основной производственной и хозяйственной деятельности общества образуется 29 наименований отходов производства и потребления I - V классов опасности, что следует из формы 2-ТП (отходы).
Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в частности, копией постановления о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 22 - 24) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы, в том числе о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры для представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения.
Вопреки доводам защитника Уткина А.Н. совершенное обществом деяние, выразившееся в непредставлении в административный орган отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год, правильно квалифицировано по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание, предусмотренное санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заменено обществу на предупреждение с соблюдением положений статьи 4.1.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление от 01.11.2017 N 04-229/Пс, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике, решение судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 12.01.2018 N 12-17/2018, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 23.05.2018 N 7-173/2018 и постановление председателя Верховного Суда Удмуртской Республики от 01.08.2018 N 4а-463, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Уткина А.Н., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ