1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
- Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
- Статья 8.2.1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
Комментарий к ст. 8.2 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Отходы производства и потребления в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ <19> представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов включает их хранение, т.е. содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; их захоронение, т.е. изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Под обезвреживанием отходов понимается обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду (ст. 1). При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений согласно Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ <20> должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности (ч. 1, ч. 2 ст. 16).
--------------------------------
<19> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; см. с изм. и доп.
<20> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222; см. с изм. и доп.
3. Под твердыми и жидкими бытовыми отходами в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 <21>, следует понимать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения. Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа, в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия (п. 2, п. 7). Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ <22>, подлежит лицензированию (абз. 74 ч. 1 ст. 17). Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340 <23>, Положением "Об организации работы в системе Ростехнадзора в области трансграничного перемещения отходов", утв. Приказом Ростехнадзора от 28 января 2005 г. N 42 <24>, Приказом Ростехнадзора "Об оформлении лицензий Ростехнадзором на виды деятельности, подлежащие лицензированию на основании Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 февраля 2005 г. N 83. Виды деятельности, в том числе связанные с оборотом отходов производства и потребления, лицензирование которых отнесено к полномочиям Ростехнадзора, перечислены в п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 <25>.
--------------------------------
<21> СЗ РФ. 1997. N 7. Ст. 862; см. с изм. и доп.
<22> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430; см. с изм. и доп.
<23> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2157; см. с изм. и доп.
<24> БНА. 2005. N 12.
<25> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348; см. с изм. и доп.
Судебная практика по статье 8.2 КоАП
общество с ограниченной ответственностью "Дарсан-Индустрия" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.11.2015 N 143-0014 Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 305-АД17-2820 по делу N А40-225996/2015
общество с ограниченной ответственностью "ПОЛИПРОМ-ВЕСТ" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 17.09.2015 N 1415-209/2015-3 Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2017 N 307-АД17-8843 по делу N А56-41467/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элиткролик" о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2016 N 47-02-59-16 Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2020 N 301-ЭС19-27634 по делу N А43-9117/2019
Частью 5 статьи 3.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение правил содержания контейнерных площадок, бункеров-накопителей, контейнеров, урн, а также территорий вокруг указанных объектов, если эти нарушения не подпадают под действие статей 6.3, 6.4, 7.22 и 8.2 КоАП РФ, статьи 3.2 настоящего Кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2020 N 310-ЭС19-28059 по делу N А08-5050/2019
Установив, что общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение норм законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, руководствуясь положениями статей 27 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая разъяснения пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суды пришли к выводу о том, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Определение Верховного Суда РФ от 16.04.2020 N 308-ЭС20-3746 по делу N А63-1192/2019
При разрешении спора судами также принято во внимание, что за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления постановлением Александровского районного суда Ставропольского края от 25.04.2018 по делу N 5-109/2018 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление Верховного Суда РФ от 26.06.2020 N 56-АД20-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Лазаренко И.В., действующего в интересах Анисимова Никиты Юрьевича, на вступившие в законную силу постановление от 09.11.2017 N 07-402/2017, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю, решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 16.01.2018 N 12-80/18 и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 08.07.2019 N 4а-589/19, состоявшиеся в отношении исполняющего обязанности ректора федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный федеральный университет" Анисимова Никиты Юрьевича (далее - Анисимов Н.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 10.07.2020 N 66-АД20-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу должностного лица Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды Заболотского Ивана Михайловича на решение судьи Осинского районного суда Иркутской области от 16 июля 2019 г. и постановление заместителя председателя Иркутского областного суда от 27 сентября 2019 г. N 4а-1533/2019, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении областного государственного автономного учреждения "Лесхоз Иркутской области" (далее - ОГАУ "Лесхоз Иркутской области", учреждение),
Постановление Верховного Суда РФ от 10.07.2020 N 66-АД20-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу должностного лица Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды Заболотского Ивана Михайловича на решение судьи Осинского районного суда Иркутской области от 16 июля 2019 г. и постановление заместителя председателя Иркутского областного суда от 26 сентября 2019 г. N 4а-1535/2019, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Осинского филиала областного государственного автономного учреждения "Лесхоз Иркутской области" (далее - ОГАУ "Лесхоз Иркутской области", учреждение), Небользина Григория Георгиевича,
Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2017 N 308-АД17-7663 по делу N А63-9535/2015
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Омаровой Галины Юрьевны (г. Ипатово, Ставропольский край, далее - предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.11.2016 по делу N А63-9535/2015, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.04.2017 по тому же делу по заявлению предпринимателя к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2015 N 453 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и взыскании с управления судебных расходов,
Постановление Верховного Суда РФ от 07.11.2017 N 31-АД17-12
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу и.о. главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Димитриева Владимира Павловича на вступившие в законную силу постановление N 194/10/ОВ и представление N 194/10/07 заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 27 октября 2016 г., решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 19 декабря 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 15 мая 2017 г., вынесенные в отношении администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,