ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2017 г. N 25-АД17-10
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Субботенко И.Ю., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Руссоль", на постановление от 21.10.2016 N 04-695/2016, вынесенное старшим государственным инспектором, заместителем начальника отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (далее также - постановление должностного лица), решение судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 13.12.2016, решение судьи Астраханского областного суда от 27.01.2017 N 7-36/2017 и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 20.04.2017 N 4а-121/2017, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица, оставленным без изменения решением судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 13.12.2016, решением судьи Астраханского областного суда от 27.01.2017 N 7-36/2017 и постановлением заместителя председателя Астраханского областного суда от 20.04.2017 N 4а-121/2017, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Субботенко И.Ю. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении общества актов по данному делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии со статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, на основании лицензии на пользование недрами АСТ 00280 ТЭ, действующей до 31.12.2013, обществу предоставлен являющийся горным отводом участок недр, расположенный на территории Ахтубинского района Астраханской области, для добычи поваренной соли, разведки и добычи брома, лечебной грязи из отложений озерного пляжа на Баскунчакском месторождении. В ходе рассмотрения дела установлено и обществом не оспаривается, что лицензионный участок недр территориально совпадает с границами озера Баскунчак (Баскунчакское месторождение поваренной соли локализовано в акватории озера Баскунчак).
07.10.2016 должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном названной выше нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором зафиксированы нарушения, выявленные в ходе проведения 07.09.2016 рейдового осмотра водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - озера Баскунчак.
Вменяемое обществу административное правонарушение выразилось в том, что на лицензионном участке недр выявлены стоянка и движение транспортных средств, самовольное пользование недрами посторонним лицом и загрязнение недр.
Так, вблизи установленного обществом в целях выполнения обязанностей недропользователя в 400 метрах от озера Баскунчак пропускного пункта на горный отвод (шлагбаума) зафиксированы транспортные средства марки УАЗ и ВАЗ (водитель одного из названных автомобилей представил временный пропуск, заверенный печатью общества), осуществляющие перевозку отдыхающих из поселка Нижний Баскунчак к водному объекту. В 15 метрах от воды, в границах озера Баскунчак обнаружена стоянка транспортных средств, ранее зафиксированных у шлагбаума.
В границах озера Баскунчак обнаружен переполненный контейнер с твердыми коммунальными отходами, участок недр загрязнен твердыми коммунальными отходами.
На месте стоянки вышеуказанных транспортных средств в границах водного объекта обнаружены маслянистые пятна, в акватории водного объекта имеются маслянистые пленки. В рапе озера Баскунчак установлено превышение в 2,5 раза по анионным поверхностно-активным веществам, по нефтепродуктам - более чем в 152 раза по сравнению с фоном (протокол испытаний (измерений) природной поверхностной воды (рапы) озера Баскунчак, подготовленный 19.09.2016 филиалом ФГБУ "ЦЛАТИ по Южному федеральному округу" - "ЦЛАТИ по Астраханской области").
Данные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 11 - 17), решением о предоставлении водного объекта в пользование от 08.10.2015 N 74/Р (л.д. 22 - 27), лицензией на пользование недрами с приложениями к ней (л.д. 28 - 52) и иными материалами дела, которые получили оценку должностного лица и судебных инстанций на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Как следует из статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в частности, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
К обязанностям пользователя недр в силу статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" относятся, помимо прочего, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В пунктах 146, 147 и 150 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации, от 06.06.2003 N 71, определено, что при пользовании недрами обеспечиваются безопасность для жизни и здоровья населения, охрана зданий и сооружений, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, животного мира у других объектов окружающей среды, осуществляется систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий. При выявлении необходимости применения более эффективных мероприятий по охране окружающей среды в проектную документацию вносятся необходимые изменения. При использовании поверхностных и подземных вод обеспечивается первоочередное удовлетворение питьевых и бытовых нужд населения, охрана вод от загрязнения и истощения, предупреждение и устранение вредного воздействия горных работ и дренажных вод на окружающую среду.
Согласно пункту 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование общества от 08.10.2015 N 74/Р условиями пользования водного объекта "озеро Баскунчак" являются, в частности, недопущение нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; оборудование объектов, предназначенных для транспортирования и хранения добытых полезных ископаемых, средствами предотвращения загрязнения водного объекта и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения загрязнения (л.д. 22 - 27). Для нужд водопользователя предусмотрена возможность использования солекомбайнов (пункт 3.5 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 08.10.2015 N 74/Р).
Пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, и проводить в установленном порядке мониторинг окружающей среды (атмосферы, недр, водных объектов, почв, биоресурсов) в районе влияния предприятия по добыче полезных ископаемых.
Данные требования по охране недр и окружающей среды предусмотрены в пунктах 10.1, 10.2 дополнения N 2 к лицензии общества (л.д. 42).
К мероприятиям по охране водного объекта отнесены принятие своевременных мер по исключению несанкционированной посторонней активности в акватории озера Баскунчак и в пределах его водосбора, могущей повлечь негативные последствия для озера. Данные мероприятия должны выполняться постоянно за счет собственных средств общества и входят в обязанности руководства общества (пункт 5 Плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание вышеприведенные требования норм законодательства об охране недр и положений, содержащихся в упомянутых документах, определяющих пользование обществом лицензионным участком недр, исследовав фактические обстоятельства, установленные по данному делу об административном правонарушении, должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области и судебные инстанции сочли, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Несогласие заявителя жалобы с этим выводом и оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области и судами допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Приобщенная в материалы дела копия договора, заключенного обществом с ограниченной ответственностью "Руссоль-Курорт" с обществом с ограниченной ответственностью "РО ТКО АО "Эко-Система Астраханской области", на предоставление услуг вывоза и размещения твердых бытовых отходов не свидетельствует о выполнении обществом, привлекаемым к административной ответственности по данному делу, обязанностей по охране вод от загрязнения и принятии им мер по предотвращению загрязнения недр.
Правовая оценка действий общества, данная Арбитражным судом Астраханской области в решении от 25.05.2017 по делу N А06-808/2017, и сделанный арбитражным судом вывод о признании незаконным выданного обществу представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области от 21.10.2016 N 04-695/2016, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, не требующих доказывания при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отношении общества.
Утверждение заявителя поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы об отсутствии у общества правовой и фактической возможности препятствовать нахождению граждан на озере Баскунчак (со ссылкой на положения статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что к общедоступному водному объекту вправе иметь доступ и бесплатно использовать его для личных и бытовых нужд каждый гражданин) не означает освобождение общества как пользователя лицензионным участком недр, совпадающим с названным водным объектом, от выполнения обязанностей недропользователя, предусмотренных нормами законодательства об охране недр и от обязательств, установленных лицензией.
Доводы общества, заявленные в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в совершенном обществом деянии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судебные инстанции не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 указанного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении следует учесть, что в силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В рассматриваемом случае из постановления должностного лица, в числе прочего, следует, что транспортное средство марки УАЗ с насосом в кузове было размещено непосредственно среди купающихся в рапе озера Баскунчак, осуществляя добычу рапы. Письмом от 05.10.2016 общество с ограниченной ответственностью "Руссоль-Курорт" подтвердило добычу рапы из озера Баскунчак в целях использования в грязелечебнице. Лицензия на пользование недрами у названной организации отсутствует.
Между тем, данный вывод должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области и судов противоречит материалам дела, к которым приобщена копия лицензии общества с ограниченной ответственностью "Руссоль-Курорт" на пользование недрами АС 00284 МЭ, зарегистрированной Управлением по недропользованию Федерального агентства по недропользованию по Астраханской области 15.02.2012, сроком действия до 31.12.2026. Названной организации предоставлено право пользования участком недр, расположенным в пляжной зоне озера Баскунчак с целью разведки и добычи минеральных лечебных грязей месторождения "Озеро Баскунчак" (линзы "Западная" и "Северная"). Линзы "Западная" и "Северная" представляют собой локальные площади прибрежной полосы акватории озера Баскунчак (л.д. 95 - 108).
При таких обстоятельствах обжалуемые акты, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества подлежат изменению путем исключения из их мотивировочных частей выводов о выявленном нарушении, состоящем в том, что общество не обеспечивает предотвращение самовольного пользования недрами иными юридическими лицами.
Исключение данных выводов не влечет ухудшение положения лица, в отношении которого вынесены названные акты. Однако ввиду доказанности иных нарушений, правовые и фактические обоснования чего изложены выше, в остальной части выводы должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области и судебных инстанций о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения являются правильными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление от 21.10.2016 N 04-695/2016, вынесенное старшим государственным инспектором, заместителем начальника отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области, решение судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 13.12.2016, решение судьи Астраханского областного суда от 27.01.2017 N 7-36/2017 и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 20.04.2017 N 4а-121/2017, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Исключить из мотивировочных частей названных актов выводы о том, что общество не обеспечивает предотвращение самовольного пользования недрами иными юридическими лицами.
В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобу защитника Субботенко И.Ю., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Руссоль", - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ