Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной недр и гидроминеральных ресурсов. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Недра, согласно Закону РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. N 2395-1, являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (абз. 1 преамб.). Как известно, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. К основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся, в частности, обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку, а также предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод (абз. 7 ч. 2 ст. 22, абз. 2, абз. 7, абз. 8 ч. 1 ст. 23).
3. Недра, согласно акад. О.В. Колоколову, представляют собой часть природной среды, которая представляет собой пространство под земной поверхностью, заполненное органическими и неорганическими веществами, находящимися в твердом, жидком или газообразном состоянии, в простейших структурах или в сложных соединениях <38>. По мнению проф. Н.Б. Мухитдинова, под недрами следует понимать часть природной среды, которая может быть использована для удовлетворения народнохозяйственных нужд путем извлечения (отделения) или размещения подземных сооружений, хранения соответствующих веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод. Граница между недрами и поверхностью (землей) как самостоятельными объектами права исключительной государственной собственности должна проходить там, где использование земной толщи в качестве недр не влечет отрицательных последствий для землепользования, а использование ее в качестве поверхности не наносит вреда недрам <39>. Для признания тех или иных минеральных веществ полезными ископаемыми необходимы два признака, т.е. минеральное вещество должно быть составной частью недр; минеральное вещество должно быть годным для добычи с промышленной целью. Под полезными ископаемыми следует понимать твердые, жидкие и газообразные вещества недр, которые на определенном этапе развития науки и техники могут быть использованы для удовлетворения хозяйственных нужд в естественном виде или после предварительной обработки. Месторождения представляют собой естественные скопления полезных ископаемых, т.е. такие скопления полезных ископаемых, которые являются результатом воздействия природных сил <40>.
--------------------------------
<38> См.: Колоколов О.В., Хоменко Н.П. Охрана окружающей среды при подземной разработке месторождений полезных ископаемых: Учебник для вузов. Киев; Донецк: Вища школа, 1986. С. 75 - 76.
<39> См.: Мухитдинов Н.Б. Теоретические проблемы советского горного права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Алма-Ата, 1980. С. 26 - 27.
<40> См.: Мухитдинов Н.Б. Горные отношения в СССР: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Алма-Ата, 1973. С. 15 - 16.
4. Правила охраны недр утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 71 <41>. В соответствии с Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утв. Приказом МПР РФ от 7 февраля 1998 г. N 56 и Приказом Госгортехнадзора РФ от 31 декабря 1997 г. N 58 <42>, на оборотной стороне горноотводных актов к лицензиям на право пользования недрами указывается, что пользователь недр на предоставленном в уточненных границах горном отводе для разработки месторождений нефти, газа или теплоэнергетических вод, а также эксплуатации подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов обязан производить разработку месторождения в соответствии с утвержденными технологическими проектными документами, планами развития горных работ, правилами технической эксплуатации и условиями лицензии; применять наиболее рациональные и эффективные способы разработки месторождений; не допускать сверхнормативных потерь, а также выборочную отработку участков месторождения; осуществлять доразведку и эксплуатационную разведку; осуществлять учет состояния и движения запасов и потерь нефти и газа; не допускать порчу разрабатываемого и соседних с ним месторождений; разрабатывать и утверждать планы ликвидации аварий; обеспечивать ведение горно-экологического мониторинга; обеспечивать охрану разрабатываемых месторождений от затопления, обводнения, пожаров, от перетока нефти, газа или теплоэнергетических вод в другие пласты (горизонты) и от других факторов, снижающих качество нефти, газа или теплоэнергетических вод и промышленную ценность месторождения или осложняющих его разработку; не допускать самовольную застройку территории над горным отводом зданиями, сооружениями или иными объектами, не предусмотренными проектом обустройства месторождения; приостанавливать работы и сообщать заинтересованным государственным органам в случае обнаружения при разработке месторождений нефти и газа редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры; соблюдать установленный порядок по консервации и ликвидации организации по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод, а также эксплуатирующей подземные хранилища газа и продуктов переработки углеводородов или его части; приводить земельные участки, нарушенные при разработке месторождений по добыче нефти или газа, строительстве подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов, в безопасное состояние, а также в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
--------------------------------
<41> РГ. N 118. 2003. 19 июня.
<42> БНА. 1998. N 7.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Субботенко И.Ю., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Руссоль", на постановление от 21.10.2016 N 04-695/2016, вынесенное старшим государственным инспектором, заместителем начальника отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (далее также - постановление должностного лица), решение судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 13.12.2016, решение судьи Астраханского областного суда от 27.01.2017 N 7-36/2017 и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 20.04.2017 N 4а-121/2017, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 03.12.2021 N 10-АД21-23-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Уржумский спиртоводочный завод" Фадеева А.С. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 25 февраля 2020 года, решение судьи Кировского областного суда от 21 июля 2020 года, решение судьи Уржумского районного суда Кировской области от 22 сентября 2020 года, решение судьи Кировского областного суда от 25 ноября 2020 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 мая 2021 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Уржумский спиртоводочный завод" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 10.03.2023 N 19-АД22-18-К5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Кобеца Олега Николаевича на вступившие в законную силу постановление должностного лица Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 26 марта 2021 г. N 21-1 /ВП/1-42/4, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г. и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" (далее - ООО "Кавмининтер", общество) Кобеца Олега Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также представление от 26 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-42/5 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2018 N 308-АД18-11987 по делу N А32-38643/2017
по заявлению закрытого акционерного общества "Техснаб-Авто" о признании незаконными и отмене постановлений от 22.08.2017 N 1.17/607-3/2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей, от 22.08.2017 N 1.17/607-4/2 о привлечении к административной ответственности по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей,
Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2023 N 19-АД23-14-К5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" Кобеца Олега Николаевича на вступившие в законную силу постановление должностного лица Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 24 марта 2021 г. N 21-1/ВП/1-28/4, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2022 г. и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" (далее - ООО "Кавмининтер", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,