ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2018 г. N 49-АД18-18
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу (с представленными к ней дополнениями) законного представителя акционерного общества "Сырьевая компания" - генерального директора Шкурко А.В. на постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 15.10.2017 N 5-306/2017, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 08.11.2017 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 12.03.2018 N 44а-363/2018, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Сырьевая компания" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 15.10.2017 N 5-306/2017, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 08.11.2017 и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 12.03.2018 N 44а-363/2018, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации (с учетом представленных дополнений), законный представитель общества - генеральный директор Шкурко А.В. выражает несогласие с названными судебными актами, вынесенными в отношении общества по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 28 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также - Закон N 73-ФЗ, нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) определено, что государственная историко-культурная экспертиза (далее по тексту цитируемых норм - историко-культурная экспертиза) проводится, в том числе, в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 названного закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 указанного закона.
Объектами историко-культурной экспертизы в соответствии со статьей 30 Закона N 73-ФЗ, в частности, являются:
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в данной статье работ по использованию лесов и иных работ.
Пункт 1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ предусматривает, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 названного закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 данного закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр (пункт 2 статьи 32 Закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 этого закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований данной статьи.
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 36 Закона N 73-ФЗ).
В силу части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Как следует из материалов дела, общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что в нарушение вышеприведенных норм Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обществом организовано проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиск и оценку месторождения полезных ископаемых на участке Куштауский в Ишимбайском районе Республики Башкортостан, без проведения государственной историко-культурной экспертизы документации, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ по вышеуказанному объекту.
При этом общество располагало сведениями о том, что орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных о наличии или отсутствии на указанном земельном участке объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 указанного закона.
Факт несоблюдения обществом требований Закона N 73-ФЗ подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе, обращениями граждан и организаций, направленными в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее также - административный орган) из различных государственных органов, о том, что на горе Куштау (Ишимбайский район Республики Башкортостан) проводятся поисково-оценочные работы (том 1, л.д. 13 - 14, 18, 19, 20, 21 - 25, 26, 27, 28 - 34 и др.), актом от 02.06.2017 осмотра должностными лицами административного органа объектов культурного наследия федерального значения "Селище Куш-Тау Южное" и "Поселение Куш-Тау Западное", из которого следует, что работы проводятся на центральной части горы Куштау у восточного склона, сопровождаются обширными земляными работами, район поиска и разведки известняка охватывает от подножия до вершины горы (том 1, л.д. 75 - 77), фотоматериалами (том 1, л.д. 79 - 89), запросом административного органа о предоставлении информации о наличии в проектной документации акта государственной историко-культурной экспертизы земельных участков (том 1, л.д. 90), сообщением генерального директора общества Шкурко А.В., направленным в ответ на вышеупомянутый запрос, об отсутствии оснований для проведения историко-культурной экспертизы земельных участков, на которых проводятся работы по геологическому изучению (том 1, л.д. 91 - 92), сообщением Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 25.05.2017 о том, что административный орган не располагает сведениями об отсутствии на земельном участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в том числе археологического) (том 1, л.д. 100 - 116), копией лицензии общества УФА 02213 ТП на геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых (том 1, л.д. 144 - 153, 156 - 160), копией договора на выполнение поисков и оценки месторождений известняков для химической промышленности на участке Куштауский в Ишимбайском районе Республики Башкортостан, заключенного обществом, являющимся заказчиком, с исполнителем - открытым акционерным обществом "Башкиргеология" (том 1, л.д. 161 - 167), заключением ГБУ НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан о земельном участке, на котором расположен объект археологического наследия "Куштау-1, Селище", кадастровый номер 02:28:070101:6 (том 2, л.д. 147), актом от 23.08.2017, составленным административным органом по результатам внеплановой документарной проверки, согласно которому обществом, осуществляющим работы по геологическому изучению недр на участке Куштауский и располагающим достоверными сведениями об отсутствии в органе охраны объектов культурного наследия сведений о наличии или отсутствии объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на рассматриваемом земельном участке организовано проведение вышеуказанных работ без проведения государственной историко-культурной экспертизы документации (том 2, л.д. 28 - 32), протоколом об административном правонарушении (том, л.д. 3 - 12) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки доводам заявителя поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы земельного участка в случае отсутствия у органа охраны объектов культурного наследия данных о наличии либо отсутствии на этом земельном участке объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, следует из норм статей 28, 30, 31, 32, 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", о чем обоснованно указано судебными инстанциями в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Правовая оценка действий общества, данная судебными инстанциями арбитражного суда по делу N А07-37876/2017 Арбитражного суда Республики Башкортостан, и сделанный ими вывод о признании недействительным предписания административного органа от 11.09.2017 N 02-07/2076, которым на общество возложена обязанность представить в административный орган заключение государственной историко-культурной экспертизы документации, содержащей результаты исследований, на основании которых можно определить наличие или отсутствие объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ по вышеуказанному объекту, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, не требующего доказывания при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества, в частности, ввиду того, что круг обстоятельств, подлежащих установлению и исследованию по названным делам, не является идентичным.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 15.10.2017 N 5-306/2017, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 08.11.2017 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 12.03.2018 N 44а-363/2018, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Сырьевая компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу (с дополнениями) законного представителя акционерного общества "Сырьевая компания" - генерального директора Шкурко А.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ