Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
1. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия, в том числе выявленному объекту культурного наследия, либо уничтожение объекта культурного наследия, в том числе выявленного объекта культурного наследия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до шестисот тысяч рублей.
5. Нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
- Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав
- Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
1. Объект правонарушения - общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия народов РФ.
Соответственно, данная статья призвана способствовать сохранению, правильному использованию и охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, Основ законодательства РФ о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов РФ законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Под объектами культурного наследия федерального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры РФ, а также объекты археологического наследия. К объектам федерального значения относятся, например, Государственный исторический заповедник "Горки Ленинские" (Ленинский район, с. Горки Ленинские Московская область), Ансамбль Можайского кремля (г. Можайск Московская область) и т.д. Перечень указанных объектов утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176 и периодически уточняется.
2. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии), нарушающих установленные требования сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия, их территорий, а также несоблюдении ограничений, установленных в зонах их охраны.
Режим содержания и использования объектов исторического и культурного наследия (в том числе особо охраняемых территорий), включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, определяется Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, которое также подготавливает и вносит предложения о включении объектов исторического и культурного наследия в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения.
Все объекты культурного наследия подлежат Государственному учету, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся. Государственный учет объектов культурного наследия и их территорий включает в себя:
- полное обследование исторической застройки;
- фиксацию объектов исторической застройки и их территорий;
- организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью определения исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объектов исторической застройки и иных недвижимых объектов;
- принятие выявленных объектов культурного наследия под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия; научное изучение объектов культурного наследия;
- составление паспортов на объекты культурного наследия и другое информационное обеспечение;
- ведение реестра объектов культурного наследия и их территорий, его публикацию.
В целях учета объектов культурного наследия в РФ ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия, куда заносятся объекты независимо от того, являются ли они объектами культурного наследия федерального, регионального или местного значения.
Государственный учет и обеспечение контроля за сохранностью и использованием документальных памятников истории и культуры осуществляет Федеральное архивное агентство (см. Положение о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290; Указ Президента РФ от 17 марта 1994 г. N 552 "Об утверждении Положения об Архивном фонде РФ").
3. В ч. 1 комментируемой статьи непосредственным предметом посягательства являются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения, включенные в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения).
Решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов РФ может принять Правительство РФ (см., например: Указ Президента РФ от 15 января 1998 г. N 30 "О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ").
4. Предмет посягательства в ч. 2 данной статьи - особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), внесенные в Список всемирного культурного и природного наследия.
Объект культурного наследия, включенный в реестр и Список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов РФ в первоочередном порядке (см. Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия.
На основании заключения государственной историко-культурной экспертизы предложения о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия и документация, оформленная в соответствии с требованиями Комитета всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), направляются в Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО в порядке, установленном Правительством РФ.
Правовой режим историко-культурных заповедников установлен главой XI Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ". Так, в соответствии со ст. 57 в отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение о его отнесении к историко-культурным заповедникам. Историко-культурные заповедники могут быть федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом государственной власти субъекта РФ, определенному законом субъекта РФ, на территории которого располагается данный заповедник.
Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются в соответствии с законом субъекта РФ.
Порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его граница и режим его содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Содержание историко-культурного заповедника, в зданиях и сооружениях которого находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, регулируется Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде РФ и музеях в РФ" и Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. N 179 "Об утверждении Положений о Музейном фонде РФ, о Государственном каталоге Музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ".
Ст. 34 названного Закона указывает на то, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
5. Предмет посягательства в ч. 3 рассматриваемой статьи - это выявленные объекты культурного наследия.
Выявление и учет объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность), осуществляют Федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.
Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в ст. 17 названного Федерального закона.
Данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов, формы их ведения, рекомендации по их заполнению определяются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Указанные документы являются частью реестра и подлежат бессрочному хранению.
Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с названным Федеральным законом.
Следует учитывать, что уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, является уголовно наказуемым деянием и карается вплоть до лишения свободы сроком до двух лет (ст. 243 УК).
6. Субъекты рассматриваемого административного правонарушения - граждане, юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по сохранению, правильному использованию и охране объектов культурного наследия.
7. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Как видно из исследованных судом правил благоустройства муниципальных образований, в них находится очень широкий спектр требований к внешнему виду (оформлению) фасадов зданий, строений и сооружений, их содержанию, все эти требования по своей сути являются абстрактной компиляцией сводов федеральных правил и стандартов, применяемых при осуществлении деятельности по благоустройству, нарушение ряда которых может квалифицироваться, например, по статьям 7.13, 7.14.2 КоАП РФ (нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия); статье 7.17 КоАП РФ (уничтожение или повреждение чужого имущества), статье 7.22 КоАП РФ, (нарушение правил содержания жилых домов и жилых помещений); статье 7.23.3 КоАП РФ (нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами); статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе); статье 7.24 КоАП РФ (использование объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, с нарушением установленных норм и правил эксплуатации); статье 20.4 (размещение транспарантов и баннеров с нарушением правил пожарной безопасности).
Решение Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 56-ААД18-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Монтаж комплект сервис" Алькема Вячеслава Андреевича на определение судьи Приморского краевого суда от 3 октября 2018 г. об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Монтаж комплект сервис" (далее - ООО "Монтаж комплект сервис", общество),
Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2019 N 94-ААД19-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление Минкультуры России по ДФО) Рыжкова Александра Викторовича на определение судьи суда Чукотского автономного округа от 25 декабря 2018 г. о возвращении жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа (далее - департамент) Боленкова Андрея Геннадьевича,
Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2019 N 94-ААД19-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление Минкультуры России по ДФО) Рыжкова Александра Викторовича на определение судьи суда Чукотского автономного округа от 24 декабря 2018 г. о возвращении жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Инспекции по государственной охране объектов культурного наследия Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа (далее - инспекция) Никоновой Светланы Борисовны,
Постановление Верховного Суда РФ от 17.01.2020 N 5-АД19-264
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника государственного казенного учреждения города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" Шаброва С.А. и дополнение к ней на вступившие в законную силу решение судьи Московского городского суда от 28 января 2019 года и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 18 июля 2019 года, вынесенные в отношении государственного казенного учреждения города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" (далее - учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 19.10.2020 N 49-АД20-11
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Косарева Михаила Николаевича на вступившие в законную силу постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 08.08.2018 N 5-171/2018, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 05.09.2018 N 33А-12/714/2018 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 04.07.2019, состоявшиеся в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Шульган-Таш" Косарева Михаила Николаевича (далее - Косарев М.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 19.10.2020 N 49-АД20-10
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Косарева Михаила Николаевича на вступившие в законную силу постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 26.10.2018 N 5-226/2018, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19.12.2018 и постановление исполняющего обязанности председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 31.07.2019 N 44а-1201/2019, состоявшиеся в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Шульган-Таш" Косарева Михаила Николаевича (далее - Косарев М.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 19.10.2020 N 49-АД20-9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный биосферный заповедник "Шульган-Таш" - директора Косарева М.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 14.01.2019 N 5-262/2018, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 33А-12/71/2019 и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 04.07.2019, состоявшиеся в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Шульган-Таш" (в настоящий момент - федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный биосферный заповедник "Шульган-Таш", далее - учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 15.07.2022 N 26-АД22-1-К5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу руководителя Управления культурного наследия Правительства Республики Ингушетия Дзарахова М.М. на постановление заместителя председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Ингушетия (далее - ТУ Росимущества в Республике Ингушетия),
Постановление Верховного Суда РФ от 17.10.2022 N 66-АД22-45-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу мэра Зиминского городского муниципального образования Коновалова А.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Зиминского городского суда Иркутской области от 23.11.2021 N 5-192/2021, решение судьи Иркутского областного суда от 24.01.2022 N 7-18/2022 и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 N 16-2143/2022, состоявшиеся в отношении администрации Зиминского городского муниципального образования (далее - администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.09.2018 N 46-АПГ18-22
При этом частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.