ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2018 г. N 1-АД18-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу генерального директора закрытого акционерного общества "Северная роза" Львова В.И. на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 5 февраля 2018 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Архангельского областного суда от 13 марта 2018 г. и постановление заместителя председателя Архангельского областного суда от 7 июня 2018 г., состоявшиеся в отношении закрытого акционерного общества "Северная роза" (далее - ЗАО "Северная роза", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 5 февраля 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Архангельского областного суда от 13 марта 2018 г. и постановлением заместителя председателя Архангельского областного суда от 7 июня 2018 г., ЗАО "Северная роза" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор ЗАО "Северная роза" Львов В.И. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 36 названного Федерального закона установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований данной статьи.
В силу статьи 30 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) земли, подлежащие воздействию земляных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, являются объектами историко-культурной экспертизы.
Пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 данного Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 данного Федерального закона.
Исходя из положений приведенных норм, до проектирования и проведения земляных работ на земельном участке, в отношении которого орган охраны объектов культурного наследия не обладает сведениями об отсутствии объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, лицам, заинтересованным в проведении работ, к числу которых в соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ относятся как заказчик работ, так и лицо, которое их проводит, необходимо провести историко-культурную экспертизу земельного участка.
В соответствии с пунктом 11(3) Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569, историко-культурная экспертиза земель, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, проводится экспертом путем археологической разведки.
Согласно пункту 7 статьи 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ археологической разведкой признается проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 г. N 460-пп утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра г. Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах) (приложение 1); режимы использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра г. Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах) (приложение 2).
Согласно пункту 4.2 (Режимы использования земель в границах зон археологического наблюдения) раздела 4 приложения 2 к постановлению Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 г. N 460-пп в границах зоны археологического наблюдения "Б" до начала любых земляных и строительных работ должны быть произведены разведочные шурфовки из расчета 1 шурф на 0,05 га территории.
26 сентября 2017 г. между департаментом транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования "город Архангельск" и ЗАО "Северная роза" заключен муниципальный контракт N 0124300021017000066 на выполнение работ по капитальному ремонту на объекте "Пешеходная аллея вдоль пр-та Троицкий от ул. Логинова до ул. Садовая" (объект).
Согласно пункту 5.3.8 муниципального контракта общество приняло на себя обязательства: согласовывать с надзорными органами порядок ведения работ на объекте и обеспечить его соблюдение, получить ордера на разрытие, наряд-допуски на производство работ, получить необходимые разрешения, в том числе на использование в период проведения работ действующих коммуникаций, источников газо-, водо-, паро- и энергоснабжения и в установленном порядке согласовать порядок ведения работ с уполномоченными органами государственного надзора, ГИБДД и обеспечить их соблюдение на объекте всеми участниками благоустройства.
Как усматривается из материалов дела, 19 октября 2017 г. должностными лицами инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области Правительства Архангельской области при проведении систематического наблюдения в границах зоны археологического наблюдения "Б", расположенной на территории исторического центра г. Архангельска, ограниченной улицами Логинова и Садовой, проспектами Троицким и Ломоносова, выявлено, что ЗАО "Северная роза" в период с 26 сентября 2017 г. по 16 ноября 2017 г. на основании муниципального контракта от 26 сентября 2017 г. в нарушение режима использования земель в границах зоны охраны объектов культурного наследия провело земляные работы по благоустройству (снятие грунта, выкорчевывание деревьев, укладка бортовых камней, устройство основания из песчаной подушки, укладка тротуарной плитки) на территории исторического центра г. Архангельска, в сквере около стадиона "Динамо" (по пр-ту Троицкому между улицами Садовой и Логинова) без предварительного производства разведочных шурфов.
Установленные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2 - 10), копией муниципального контракта (л.д. 14 - 21), локальным сметным расчетом (л.д. 21 - 38), актом осмотра по результатам систематического наблюдения (л.д. 39 - 42) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что общество обязано было проводить работы на земельном участке с соблюдением режима использования земель в границах охранной зоны объектов археологического наследия и зон археологического наблюдения, однако данный режим нарушило.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 5 февраля 2018 г., решение судьи Архангельского областного суда от 13 марта 2018 г. и постановление заместителя председателя Архангельского областного суда от 7 июня 2018 г., состоявшиеся в отношении ЗАО "Северная роза" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ЗАО "Северная роза" Львова В.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ