ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2019 г. N 33-ААД19-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю. на определение судьи Ленинградского областного суда от 23 ноября 2018 г. о возвращении жалобы указанного лица, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области,
установил:
постановлением комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, вынесенным заместителем председателя указанного органа - начальником департамента государственного экологического надзора указанного органа, заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области 26 сентября 2018 г. N 00980-18/Д (далее также постановление комитета от 26 сентября 2018 г. N 00980-18/Д) администрация Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 163 - 170).
Данное постановление обжаловано главой администрации Жулевым Е.М. в Лужский городской суд Ленинградской области в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1 - 10).
Решением судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2018 г. постановление комитета от 26 сентября 2018 г. N 00980-18/Д отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 220 - 224).
На указанное решение председателем комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю. подана жалоба в Ленинградский областной суд в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 228 - 248).
Определением судьи Ленинградского областного суда от 23 ноября 2018 г. жалоба председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю. на решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2018 г. возвращена (л.д. 253 - 254).
Председатель комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене определения судьи Ленинградского областного суда от 23 ноября 2018 г., приводя доводы о его незаконности.
Председатель комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю., подавший жалобу, и законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Жулев Е.М., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, состоявшегося 14 февраля 2019 г., не явились.
Иванкин А.П., действующий на основании доверенности, выданной от имени комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Защитники Лаас О.В. и Проценко О.В., действующие на основании доверенности в интересах администрации, представили возражения на жалобу председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю., подписанные законным представителем администрации Жулевым Е.М., против удовлетворения жалобы возражали, просили обжалуемое определение оставить без изменения.
Ознакомившись с доводами жалобы и возражений на нее, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Лица, которым предоставлено право обжалования состоявшихся по делу об административном правонарушении не вступивших в законную силу постановлений и решений, поименованы в частях 1, 1.1 статьи 30.1, частях 5, 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также в соответствии со статьей 30.10 названного Кодекса состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановления и решения, не вступившие в законную силу, могут быть опротестованы прокурором.
Возвращая жалобу председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю. на решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2018 г., судья Ленинградского областного суда исходил из того, что это лицо не относится к числу лиц, имеющих право на подачу жалобы на указанное решение.
Руководствуясь частью 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из буквального содержания которой следует, что решение суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано только тем должностным лицом, которое вынесло постановление о назначении административного наказания, судья Ленинградского областного суда пришел к выводу о том, что председатель комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю. не вправе обращаться в вышестоящий суд с жалобой на решение судьи городского суда, так как постановление от 26 сентября 2018 г. N 00980-18/Д о назначении администрации административного наказания вынесено заместителем председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области Рылеевым А.А.
Вместе с тем с выводами судьи Ленинградского областного суда и принятым им решением согласиться нельзя.
В силу преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются, в том числе конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 38, 40 Закона Ленинградской области от 27 октября 1994 г. N 6-оз "Устав Ленинградской области" (в редакции областного закона от 28 июня 2007 г., действовавшей на момент создания комитета, далее также Устав Ленинградской области) Правительство Ленинградской области формирует иные органы исполнительной власти Ленинградской области, постановлением Правительства Ленинградской области создаются отраслевые органы исполнительной власти.
В соответствии с Уставом Ленинградской области и постановлением Губернатора Ленинградской области от 31 августа 2007 г. N 161-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Ленинградской области" (утратило силу с 25 апреля 2008 г.) Правительством Ленинградской области образован комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. N 350 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Ленинградской области от 27 мая 2014 г. N 192) утверждено Положение о комитете государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области.
Упомянутым постановлением Правительства Ленинградской области от 27 мая 2014 г. N 192 комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области переименован в комитет государственного экологического надзора Ленинградской области, утверждено Положение о данном комитете.
В соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 3 июля 2018 г. N 38-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Ленинградской области" комитет входит в структуру органов исполнительной власти Ленинградской области.
Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, созданным в соответствии с Законом Ленинградской области от 27 октября 1994 г. N 6-оз "Устав Ленинградской области", уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах.
В силу пункта 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного Кодекса.
Согласно частям 1, 5 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 названного Кодекса. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 названного Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе должностные лица, поименованные в части 5 статьи 22.2 названного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 названного Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таких органов, в пределах своих полномочий вправе должностные лица, перечисленные в части 2 статьи 23.29 названного Кодекса, в том числе главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители.
Исходя из анализа приведенных норм, дела об административных правонарушениях данной категории уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции органы исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющие государственный экологический надзор, постановление о привлечении к административной ответственности выносится соответствующим органом. Должностное лицо органа исполнительной власти Ленинградской области при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности действует от имени такого органа.
Постановление от 26 сентября 2018 г. N 00980-18/Д о привлечении администрации к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Должностное лицо комитета государственного экологического надзора Ленинградской области при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности действовало от имени этого органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение суда по жалобе на вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 названного Кодекса, руководителем коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших такое постановление.
Из буквального содержания данной нормы следует, что решение суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, может быть обжаловано только руководителем этого органа.
Согласно пункту 4.1 Положения о комитете государственного экологического надзора Ленинградской области, утвержденного названным выше постановлением Правительства Ленинградской области от 27 мая 2014 г. N 192, данный орган возглавляет председатель комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ленинградской области.
Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 октября 2016 г. N 761-рг на должность председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области назначен Козьминых М.Ю.
Жалоба на решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2018 г. подана в Ленинградский областной суд руководителем указанного органа, который, в силу части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является лицом, уполномоченным на подачу такой жалобы.
При изложенных обстоятельствах оснований для вывода о том, что у указанного лица отсутствовало право на подачу жалобы на означенное решение судьи городского суда, не имелось. Жалоба подана с соблюдением требований части 6 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленный главой 30 названного Кодекса порядок подачи жалоб не нарушен.
Вывод судьи Ленинградского областного суда является необоснованным, положения части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае неприменимы.
Определение судьи Ленинградского областного суда от 23 ноября 2018 г. о возвращении жалобы председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю. на решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2018 г. не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению в Ленинградский областной суд на стадию подготовки указанной жалобы к рассмотрению.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
решил:
жалобу председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю. удовлетворить.
Определение судьи Ленинградского областного суда от 29 октября 2018 г. о возвращении жалобы, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинградский областной суд.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ