1. Нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
2. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
- Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
- Статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью
1. Общественные отношения, на которые посягает данное правонарушение, регулируются Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 21.12.2004), а также Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 22.08.2004).
Согласно ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей установлен ст. 122 СК РФ.
Данная статья прежде всего закрепляет обязанность как должностных лиц различных учреждений (образовательных, лечебных и т.п.), так и граждан, располагающих сведениями о таких детях, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Далее орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о таких детях обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. В настоящее время таким органом является Министерство образования и науки РФ.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует нарушение установленного порядка и сроков устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Субъектом данного правонарушения могут быть руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления. Нужно заметить, что хотя обязанность сообщить о детях, оставшихся без попечения родителей, возлагается в том числе на всех граждан, к административной ответственности могут быть привлечены только указанные выше должностные лица.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает повышенную ответственность названных выше субъектов за совершение действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае имеет место сознательное укрытие указанных сведений, поэтому данное правонарушение может быть совершено только умышленно.