Утверждаю
Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е.АРТЮХИН
21 мая 2019 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КАЗНАЧЕЙСТВА, УПРАВЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИМСЯ В ГРАНИЦАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ В РАМКАХ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРЕДПИСАНИЙ) ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА,
УПРАВЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СУБЪЕКТАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
НАХОДЯЩИМСЯ В ГРАНИЦАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА), А ТАКЖЕ
ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по осуществлению должностными лицами Федерального казначейства, управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) деятельности, выполняемой в рамках возбуждения дел об административных правонарушениях за неисполнение представлений (предписаний) Федерального казначейства, управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), а также за несвоевременное представление информации об их исполнении (далее - Методические рекомендации), разработаны с учетом положений:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);
- Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ);
- Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);
- Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
- Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44);
- Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703;
- Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 (далее - Правила N 1092);
- Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 2014 г. N 18н (далее - Административный регламент N 18н);
- Порядка осуществления производства по делам об административных правонарушениях в центральном аппарате Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2016 г. N 437;
- Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2017 г. N 328 (далее - Порядок производства по делам об АП);
- Порядка досудебного рассмотрения жалоб на решения территориальных органов Федерального казначейства, принимаемые по результатам контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, и действия (бездействие) должностных лиц Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 26 декабря 2016 г. N 495;
- Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 3 ноября 2010 г. N 287;
- Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 27 мая 2011 г. N 206.
1.2. Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства (далее - ФК), управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее - УФК), за которыми закреплены функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере.
1.3. Целью разработки Методических рекомендаций является оказание практической помощи должностным лицам структурных подразделений ФК и УФК, наделенных полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях за неисполнение представлений (предписаний), выданных по результатам контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, а также за несвоевременное представление информации об их исполнении.
1.4. Положения настоящих Методических рекомендаций применяются в рамках осуществления производства по делам об административных правонарушениях, возбуждаемых по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ и части 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
1.5. Требования к содержанию представлений (предписаний), направляемых ФК и УФК по результатам осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, установлены статьей 270.2 БК РФ, частью 27 статьи 99 Закона N 44, частью 2 статьи 186 ЖК РФ, пунктами 68 - 70 Правил N 1092.
1.6. Согласно подпункту "е" пункта 10 Правил N 1092 производство по делам об административных правонарушениях осуществляется должностными лицами ФК и УФК, указанными в пункте 9 Правил N 1092, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 75 Правил N 1092 контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний осуществляют должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях. В случае неисполнения представления и (или) предписания ФК (УФК) применяет к лицу, не исполнившему такое представление и (или) предписание, меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, реагирование на выявление нарушения законности, выразившегося в неисполнении представлений (предписаний) либо в несвоевременном представлении информации об их исполнении, является не правом, а обязанностью соответствующих должностных лиц, участвующих в проведении соответствующего контрольного мероприятия.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Должностные лица ФК (УФК), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ и части 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, определены приказом Федерального казначейства от 14 июня 2016 г. N 9н "О должностных лицах Федерального казначейства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях".
1.7. Настоящие Методические рекомендации определяют:
- рекомендации по определению составов административных правонарушений, предусмотренных частями 20 и 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ;
- рекомендации по оценке действий (бездействий) должностных лиц объекта контроля при возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам неисполнения представлений (предписаний), несвоевременного представления информации об их исполнении;
- рекомендации по оформлению действий должностных лиц структурных подразделений ФК, УФК при возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам неисполнения представлений (предписаний), несвоевременного представления информации об их исполнении.
II. Определение составов административных правонарушений
2.1. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
2.1.1. Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного представления (предписания) органа государственного финансового контроля в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
2.1.2. Для установления события административного правонарушения, состав которого предусмотрен частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, важно определить:
1) наличие установленного срока или определенной даты для исполнения представления (предписания);
2) наличие установленного срока или определенной даты для уведомления ФК (УФК) об исполнении представления (предписания);
3) факт получения объектом контроля представления (предписания);
4) наличие в представлении четко сформулированного требования о рассмотрении информации о выявленных нарушениях, а также принятии мер по устранению причин и условий их совершения или требования о возврате предоставленных средств бюджета. Наличие в предписании четко сформулированного требования об устранении выявленных нарушений и (или) возмещении причиненного указанными нарушениями ущерба Российской Федерации (указывается при наличии ущерба) и сроки устранения и (или) возмещения.
2.1.3. Объектом данного правонарушения является установленный порядок исполнения представления (предписания) ФК (УФК).
2.1.4. Объективная сторона заключается в действии (бездействии), направленном на ненадлежащее выполнение (невыполнение) виновным лицом в установленный срок законного представления (предписания) ФК (УФК).
2.1.5. Субъективную сторону данного правонарушения характеризует вина в форме умысла или неосторожности, которые устанавливаются при рассмотрении дела об административном правонарушении.
2.1.6. Субъектом административного правонарушения является должностное лицо объекта контроля, которое в силу предоставленных полномочий является ответственным за исполнение представления (предписания) и имеет возможность исполнить его самостоятельно либо с использованием предоставленных организационно-властных полномочий.
Под должностным лицом в рамках КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное < 1 > .
< 1 > Примечание к статье 2.4 КоАП РФ.
2.1.7. В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
При этом положения части 3 статьи 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения < 2 > .
< 2 > Письмо Казначейства России от 27.10.2017 N 07-04-05/09-826 "О сроках давности привлечения к административной ответственности".
Таким образом, положения части 3 статьи 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к части 1 статьи 4.5 КоАП РФ. В этой связи срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
2.1.8. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся < 3 > .
< 3 > Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Следовательно, административное правонарушение, предусмотренное частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, не является длящимся и считается оконченным по истечении срока, указанного в представлении (предписании).
2.1.9. Датой совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, является день, следующий за днем окончания срока, указанного в представлении (предписании).
При установлении события правонарушения необходимо иметь документально подтвержденные сведения о получении объектом контроля представления (предписания) либо доказательства отсутствия объекта контроля по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), либо по адресу регистрации индивидуального предпринимателя (в случае, если субъектом правонарушения является индивидуальный предприниматель) (отметку на почтовом конверте "за истечением срока хранения" и отметку о возврате в связи с этим отправителю) < 4 > .
< 4 > Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234.
При разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом < 5 > .
< 5 > Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
2.1.10. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий < 6 > .
< 6 > Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Соответственно местом совершения правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, является адрес объекта контроля, указанный в ЕГРЮЛ (едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП)).
2.2. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
2.2.1. Частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде дисквалификации сроком на два года.
2.2.2. Объектом данного правонарушения является установленный порядок исполнения представления (предписания) ФК (УФК).
2.2.3. Объективная сторона заключается в повторном действии (бездействии), направленном на ненадлежащее выполнение (невыполнение) виновным лицом в установленный срок законного представления (предписания) ФК (УФК).
При этом важно наличие неоднократного (повторного) действия (бездействия), направленного на невыполнение законного представления (предписания) ФК (УФК).
2.2.4. Субъективную сторону данного правонарушения характеризует вина в форме умысла или неосторожности, которые устанавливаются при рассмотрении дела об административном правонарушении.
2.2.5. Субъектом правонарушения является должностное лицо объекта контроля, которое в силу предоставленных полномочий является ответственным за исполнение представления (предписания) и имеет возможность исполнить его самостоятельно либо с использованием предоставленных организационно-властных полномочий.
2.2.6. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения < 7 > .
< 7 > Часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
2.2.7. Административное правонарушение, предусмотренное частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, не является длящимся и считается оконченным по истечении срока, указанного в представлении (предписании).
2.2.8. Датой совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, является день, следующий за днем окончания срока, указанного в представлении (предписании).
2.2.9. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий < 8 > .
< 8 > Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Соответственно, местом совершения правонарушения, предусмотренного частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, является адрес объекта контроля, указанный в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
III. Квалификация действий объекта контроля при возбуждении
дел об административных правонарушениях по фактам
неисполнения представлений (предписаний)
3.1. В правоприменительной практике возможны следующие случаи неисполнения объектом контроля представлений (предписаний) ФК (УФК), подлежащих оценке при квалификации и возбуждении дела об административном правонарушении:
- неисполнение представления (предписания);
- представление объектом контроля информации (письма) об отсутствии возможности исполнения представления (предписания) в силу чрезвычайных событий или объективных обстоятельств;
- частичное исполнение представления (предписания);
- непредставление объектом контроля информации об исполнении представления (предписания);
- повторное невыполнение в установленный срок законного представления (предписания);
- не согласие объекта контроля с представлением (предписанием) и его дальнейшее обжалование.
3.2. Неисполнение представления (предписания).
В случае если представление (предписание) ФК (УФК) не исполнено к установленному в нем сроку (определенной дате), то административная ответственность наступает по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
3.3. Представление объектом контроля информации (письма) об отсутствии возможности исполнения представления (предписания) в силу чрезвычайных событий или объективных обстоятельств.
В случае поступления от объекта контроля письменного ответа на представление (предписание), содержащего информацию об отсутствии возможности исполнения представления (предписания) в силу чрезвычайных событий или объективных обстоятельств, не зависящих от его воли, необходимо установление и подтверждение наличия:
- доказательства принятия объектом контроля всех возможных мер для исполнения представления (предписания);
- доказательства наличия чрезвычайных обстоятельств или объективных обстоятельств, не зависящих от воли объекта контроля, препятствующих исполнению требований представления (предписания), и невозможности исполнения представления (предписания) в силу данных обстоятельств.
В случае, если установлено, что со стороны объекта контроля не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение представления (предписания), то такие действия объекта контроля рекомендуется квалифицировать как неисполнение представления (предписания) по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
3.4. Частичное исполнение представления (предписания).
В случае частичного исполнения представления (предписания) ФК (УФК) возможность привлечения к административной ответственности определяется должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, которое оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности < 9 > .
< 9 > Статья 26.11 КоАП РФ.
Частичное исполнение представления (предписания) может выражаться в следующем:
1) направление объектом контроля информации об исполнении представления (предписания) только в отношении части включенных в представление (предписание) требований;
2) направление информации об исполнении представления (предписания) только в отношении части включенных в представление (предписание) требований и возражений по неисполненным требованиям представления (предписания);
3) направление обобщенного ответа либо обобщенной информации об исполнении представления без сообщения о конкретных принятых мерах, в случае, если представление содержало требование о принятии конкретных мер по устранению причин и условий нарушений законодательства Российской Федерации;
4) направление ответа либо информации об исполнении представления без приложения документов, подтверждающих принятие конкретных мер по устранению причин и условий нарушения законодательства Российской Федерации, в случае, если представление содержало указанное требование < 10 > ;
< 10 > Применяется к правоотношениям, возникшим после введения в действие приказа ФК "Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".
5) направление информации об исполнении предписания без приложения документов, подтверждающих исполнение требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации (в случае установления соответствующего требования в предписании) < 11 > .
< 11 > Применяется к правоотношениям, возникшим после введения в действие приказа ФК "Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".
Действия объекта контроля по частичному неисполнению представления (предписания) ФК (УФК), указанные в подпунктах 1, 2, 4, 5 настоящего пункта рекомендуется квалифицировать по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ как неисполнение представления (предписания), а в случае, предусмотренном подпунктом 3 настоящего пункта, необходимо принять меры по установлению факта исполнения либо неисполнения представления.
3.5. Непредставление объектом контроля информации об исполнении представления (предписания).
В случае неисполнения объектом контроля требования об информировании ФК (УФК) о рассмотрении и (или) устранении нарушений, а также об исполнении иных законных требований, указанных в представлении (предписании), или представления такой информации позднее установленного срока действия объекта контроля рекомендуется квалифицировать по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
При оценке нарушения срока направления ответа на представление (предписание) либо информации об их исполнении следует учитывать, что в случае направления объектом контроля указанных документов почтовой связью, датой отправки будет считаться дата поступления документа в почтовое отделение, указанная на почтовом штампе отделения отправления. При этом возможно возникновение ситуации, при которой ответ от объекта контроля может поступить в ФК (УФК) с нарушением установленного срока, при наличии почтового штампа о поступлении в почтовое отделение до 24 часов последнего дня исполнения выданного представления (предписания).
В данном случае нарушение срока не возникает в связи с тем, что объектом контроля указанные документы сданы в почтовое отделение до 24 часов последнего дня исполнения выданного представления (предписания).
3.6. Повторное невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) (часть 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ).
При квалификации указанных действий объекта контроля рекомендуется руководствоваться определением повторности, которое приведено в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно, согласно данной норме повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ < 12 > .
< 12 > Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Следовательно, при решении вопроса о привлечении должностного лица объекта контроля к административной ответственности необходимо проверить информацию о том, привлекалось ли ранее это лицо к административной ответственности за совершение однородного правонарушения.
В случае если должностное лицо объекта контроля ранее привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение, то необходимо выяснить следующее:
- исполнено ли первоначальное постановление о назначении административного наказания;
- дату окончания исполнения первоначального постановления о назначении административного наказания;
- не прекращалось ли исполнение первоначального постановления о назначении административного наказания;
- не истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- не пересматривалось ли первоначальное постановление о назначении административного наказания;
- вступило ли в законную силу первоначальное постановление о назначении административного наказания.
В случае совершения объектом контроля, привлеченным к административной ответственности в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, нового административного правонарушения, однородного с предыдущим правонарушением, действия объекта контроля рекомендуется квалифицировать в соответствии с частью 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
3.7. Объект контроля вправе обжаловать представление (предписание) путем подачи заявления о признании ненормативного правового акта недействительным в арбитражный суд в соответствии с главой 24 АПК РФ или в ФК путем подачи жалобы в соответствии с пунктом 74 Правил N 1092, а также в порядке, установленном Административным регламентом N 18н.
При этом само обращение объекта контроля в арбитражный суд или в ФК не приостанавливает действие представления (предписания) и не снимает обязанности по его исполнению.
С учетом положений части 3 статьи 199 АПК РФ и абзаца второго пункта 121 Административного регламента N 18н исполнение обжалуемого представления (предписания) может быть приостановлено до вынесения соответствующим органом решения по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным (жалобе на представление (предписание)).
В случае отсутствия такого ходатайства или отказа в его удовлетворении по истечении срока, установленного для исполнения представления (предписания), и неисполнении требований представления (предписания), действия объекта контроля рекомендуется квалифицировать по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
Основанием для приостановления действия представления (предписания) будет являться вынесение судом (ФК) соответствующего определения о принятии обеспечительных мер (приказа ФК).
Определение арбитражного суда о принятии обеспечительных мер действует с момента его вынесения и может быть обжаловано. При этом подача жалобы на определение об отказе в принятии обеспечительных мер не приостанавливает исполнение этого определения.
В случае удовлетворения заявления о признании ненормативного правового акта недействительным обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.
В случае отказа в удовлетворении заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, оставления указанного заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу судебного акта об отказе в удовлетворении заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, оставлении указанного заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу соответственно.
Судебные акты судов первой инстанции вступают в законную силу после истечения установленных сроков обжалования (указываются в резолютивной части судебного акта). При обжаловании судебных актов судов первой инстанции судебные акты судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций вступают в законную силу со дня их изготовления в полном объеме.
Срок исполнения представления (предписания), при удовлетворении судом (ФК) ходатайства о приостановлении исполнения представления (предписания), восстанавливается с даты получения объектом контроля решения об отказе в удовлетворении в полном объеме или в части жалобы на представление (предписание). По истечении срока исполнения представления (предписания), при неисполнении требований, содержащихся в указанных актах, могут возникнуть основания для привлечения виновного лица к административной ответственности, при отсутствии на момент истечения указанного срока факта обжалования представления (предписания) в суд и наличия судебного акта о приостановлении их исполнения.
3.8. Неисполнение должностным лицом объекта контроля представления (предписания) после привлечения его к ответственности по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ не образует нового состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, привлечение должностного лица объекта контроля к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ не является основанием для дальнейшего неисполнения представления (предписания).
3.9. В случае неисполнения представления (предписания) после привлечения должностного лица объекта контроля к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ необходимо направить информацию по данному факту в органы прокуратуры для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.
Если предписание ФК (УФК) содержит требование о возмещении причиненного Российской Федерации ущерба, то в случае его неисполнения в соответствии с пунктом 4 статьи 270.2 БК РФ необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.
IV. Оформление процессуальных действий
4.1. Способом фиксации факта неисполнения представления (предписания), а также непредставления в ФК (УФК) (должностному лицу) сведений (информации) об исполнении представления (предписания) является составление протокола об административном правонарушении.
4.2. Протокол об административном правонарушении составляется с учетом соблюдения требований статей 28.2 и 28.5 КоАП РФ.
4.3. Должностное лицо ФК (УФК), уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, направляет лицу, в отношении которого возбуждается производство по делу об административном правонарушении, письменное уведомление о составлении протокола об административном правонарушении (далее - уведомление).
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
После отправки заказного письма должностному лицу ФК (УФК), уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, в возможно короткие сроки необходимо получить в структурном подразделении ФК или УФК, ответственном за организацию и осуществление делопроизводства, номер почтового идентификатора, после получения которого необходимо обеспечить установление факта получения адресатом письма через официальный сайт Почты России www.pochta.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После отправки телеграммы должностному лицу ФК (УФК), уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, в возможно короткие сроки необходимо получить в структурном подразделении ФК (УФК), ответственном за организацию и осуществление делопроизводства, уведомление о вручении телеграммы адресату.
Направление уведомления по факсимильной связи или телефонограммой осуществляется со служебных телефонов ФК (УФК). При этом необходимо фиксировать данные лица, принявшего телефонограмму и факсограмму. Справка о передаче телефонограммы должна включать текст переданной телефонограммы и подпись лица, осуществившего ее передачу < 13 > .
< 13 > Порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях в центральном аппарате Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2016 г. N 437.
В случае заявления лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, ходатайства о направлении извещений (уведомлений) по иному адресу, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, направляет извещение (уведомление) также по указанному в ходатайстве адресу, при этом подтверждением вручения извещения (уведомления) будет являться доставка извещения (уведомления) по адресу, указанному в ходатайстве лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении < 14 > .
< 14 > Часть 4 статьи 25.15 КоАП РФ.
4.4. Почтовые документы, справка о передаче телефонограммы, документы, подтверждающие направление уведомления по факсимильной связи или иные документы, свидетельствующие о получении уведомления, приобщаются к материалам дела < 15 > .
< 15 > Порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях в центральном аппарате Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2016 г. N 437.
4.5. Должностным лицам извещения (уведомления) направляются как по месту жительства, так и по их месту работы (службы).
4.6. Должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано принять все зависящие от него меры по доведению информации о процессуальных действиях лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иным лицам, указанным в главе 25 КоАП РФ, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении с фиксацией факта отправления и получения указанной информации.
Направление извещений (уведомлений) может осуществляться путем комбинирования различных способов связи (почтовой, телефонограммой, электронной почтой, нарочным) < 16 > .
< 16 > Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях, утвержденный приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2017 г. N 328.
4.7. Должностное лицо ФК (УФК), уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, обязано проверить полномочия лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
4.8. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иные лица, указанные в главе 25 КоАП РФ, принимающие участие в производстве по делу об административном правонарушении, должны быть ознакомлены с правами и обязанностями согласно их процессуальному статусу, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении < 17 > .
< 17 > Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях, утвержденный приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2017 г. N 328.
4.9. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в статье 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение.
Копия такого постановления направляется лицу, в отношении которого составлен протокол, заказным письмом с уведомлением в порядке, установленном статьей 25.15 КоАП РФ.
4.10. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела направляются сопроводительным письмом для рассмотрения должностному лицу, уполномоченному в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях.
4.11. Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с нормами КоАП РФ, Порядком осуществления производства по делам об административных правонарушениях в центральном аппарате Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2016 г. N 437, и Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях, утвержденным приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2017 г. N 328.