КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2022 г. N 1728-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
НИКИТИНА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ СТАТЕЙ КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,
А ТАКЖЕ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Никитина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.В. Никитин оспаривает конституционность статей 4.5 "Давность привлечения к административной ответственности", 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации", 24.1 "Задачи производства по делам об административных правонарушениях" и 24.4 "Ходатайства", пункта 2 части 1 статьи 25.11 "Прокурор" и статьи 28.2 "Протокол об административном правонарушении" КоАП Российской Федерации, а также абзацев первого и двенадцатого пункта 1 статьи 30 "Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники" Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Как следует из представленных материалов, по итогам прокурорской проверки на принадлежащем юридическому лицу земельном участке с расположенными на нем шестью емкостями для хранения нефтепродуктов и одной малогабаритной установкой стабилизации углеводородов обнаружены три разлива нефтепродуктов общей площадью свыше восьмисот квадратных метров, вокруг которых также зафиксировано существенное превышение концентрации углеводородов в атмосферном воздухе. Постановлением уполномоченного должностного лица, оставленным без изменения судами, заявитель, являясь генеральным директором юридического лица - собственника земельного участка, на территории которого был обнаружен разлив нефтепродуктов, привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, выразившееся в несообщении об аварийных выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, произошедших в результате разлива нефтепродуктов (статья 8.5 КоАП Российской Федерации), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей. Как указали суды, А.В. Никитин являлся лицом, ответственным за соблюдение природоохранного законодательства.
Заявитель, обращаясь с просьбой пересмотреть принятые по его делу судебные акты, просит признать оспариваемые нормы противоречащими статьям 1 (часть 1), 2, 4, 6, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 3), 45, 46 (части 1 и 2), 49, 50, 51, 54, 55, 64, 120 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они содержат неопределенность, позволяющую произвольно привлекать граждан к административной ответственности по статье 8.5 КоАП Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (преамбула). Оспариваемые положения пункта 1 статьи 30 названного Федерального закона обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля. За несоблюдение данной обязанности оспариваемой статьей 8.5 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц, при этом, с учетом общественной опасности данного административного правонарушения, федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленной ему дискреции, установил срок давности привлечения к административной ответственности один год (часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации).
Данное регулирование не нарушает баланса между правами граждан и правомерными публичными интересами общества и государства, не содержит неопределенности, а потому не может нарушать права заявителя в аспекте, указанном в его жалобе.
Что касается оспариваемых статей 24.1 и 24.4, пункта 2 части 1 статьи 25.11 и статьи 28.2 КоАП Российской Федерации, то, как следует из жалобы, заявитель, формально оспаривая их конституционность, фактически выражает несогласие с принятыми по его делам судебными актами и, по сути, предлагает Конституционному Суду Российской Федерации оценить их обоснованность и правильность с учетом фактических обстоятельств, что, однако, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Никитина Алексея Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН