ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2018 г. N 67-АД18-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Гороховой Е.Н., действующей в интересах Медведева Олега Александровича, на вступившие в законную силу постановление судьи Обского городского суда Новосибирской области от 14.07.2017 N 5-139/2017/5-140/2017, решение судьи Новосибирского областного суда от 12.09.2017 N 7а-343/2017/7а-344/2017 и постановление заместителя председателя Новосибирского областного суда от 21.11.2017 N 4а-878-2017, состоявшиеся в отношении Медведева Олега Александровича (далее - Медведев О.А.) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 и статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Обского городского суда Новосибирской области от 14.07.2017 N 5-139/2017/5-140/2017, оставленным без изменения решением судьи Новосибирского областного суда от 12.09.2017 N 7а-343/2017/7а-344/2017 и постановлением заместителя председателя Новосибирского областного суда от 21.11.2017 N 4а-878-2017, Медведев О.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 и статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания с применением правил части 2 статьи 4.4 указанного Кодекса в виде конфискации предметов административного правонарушения - бивней и фрагментов бивней мамонта общим весом 81,14 кг в количестве 18 штук, находящихся в камере хранения вещественных доказательств таможенного поста Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе защитник - адвокат Горохова Е.Н. просит отменить названные судебные акты, вынесенные в отношении Медведева О.А., приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Медведева О.А. к административной ответственности) предусмотрено, что недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" на таможенной территории Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению N 2 (пункт 1 названного решения).
Пунктом 3 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" определено, что разрешительный порядок, указанный в пункте 1 данного решения, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных, помимо прочего, в соответствии с Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов (приложение N 8) и Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных (приложение N 12).
Приложением N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" определен перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза.
К таким товарам разделом 2.4 названного перечня отнесены ископаемые остатки любых организмов, независимо от формы их сохранности, их отпечатки и следы их жизнедеятельности, кости ископаемых животных. Разделом 2.20 к товарам, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза отнесены культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов (такие как предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок (как санкционированных, так и несанкционированных) и археологических открытий независимо от времени их выявления (пункт 2.7 раздела 2.20) и редкие коллекции и образцы - предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как биология (анатомия, ботаника, зоология, палеонтология), минералогия, метеоритика, независимо от времени возникновения или создания) (пункт 9 раздела 2.20).
Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных (приложение N 12 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования") определен порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных, включенных в раздел 2.4 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее при цитировании Положения - коллекционные материалы) (пункт 1).
Как следует из Положения о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных (приложение N 12 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования"), его нормы не распространяются на порядок вывоза коллекционных материалов, имеющих культурную ценность и предусмотренных пунктом 2 раздела 2.20 указанного единого перечня. Вывоз таких коллекционных материалов осуществляется в соответствии с Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов (приложение N 8 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30).
В соответствии с пунктом 2 Положения о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных (приложение N 12 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования") для целей данного Положения под согласующим органом понимается орган государственной власти государства - члена Союза (далее в цитируемом Положении - государство-член), осуществляющий контроль в сфере природопользования и недропользования, или иной орган государственной власти государства-члена, уполномоченные в соответствии с законодательством государства-члена на согласование лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, а также на выдачу заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45.
Согласно пункту 4 названного Положения вывоз физическими лицами коллекционных материалов в качестве товаров для личного пользования осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выданного согласующим органом в соответствии с законодательством государства-члена.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 1567-р в Российской Федерации таким согласующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Согласно пункту 5.5(13) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отнесено согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, а также оформление других разрешительных документов в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения в торговле с третьими странами на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (помимо прочего, в отношении коллекций и предметов коллекционирования по минералогии и палеонтологии).
В силу пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено данным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Из материалов дела усматривается, что 22.12.2016 при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении багажа и ручной клади пассажиров, убывающих авиарейсом N 424 "Новосибирск - Стамбул", в четырех багажных местах, предъявленных для таможенного контроля Медведевым О.А., осуществившим вход в "зеленый" коридор (зону таможенного контроля) зала вылета терминала международных воздушных линий (сектор "Б") аэропорта Толмачево, было обнаружено 18 фрагментов костей животных (бивней мамонта). При этом соответствующих требованиям таможенного законодательства разрешительных документов на вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза данных материалов не представлено, таможенное декларирование по установленной форме не произведено.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, заключением таможенных экспертов от 27.02.2017, согласно выводам которого предоставленные на таможенную экспертизу объекты исследования являются частями животного и идентифицируются как бивни и фрагменты бивней мамонта в количестве 18 экземпляров, относятся к предметам коллекционирования по палеонтологии, костям ископаемых животных (дело N 5-139/2017, л.д. 25 - 34, дело N 5-140/2017, л.д. 9 - 15), видеозаписью с камеры видеонаблюдения зала вылета аэропорта Толмачево от 22.12.2016 (дело N 5-139/2017, л.д. 46, дело N 5-140/2017, л.д. 42), сообщением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 06.04.2017, из которого следует, что Медведев О.А. не обращался в названную организацию за получением разрешительных документов на вывоз костей ископаемых животных с территории Евразийского экономического союза (дело N 5-139/2017, л.д. 60, дело N 5-140/2017, л.д. 57), сообщением Управления Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу, подтверждающим информацию, содержащуюся в экспертном заключении и справке, от 13.12.2016 N С/24 о том, что вывозимые Медведевым О.А. палеонтологические материалы не являются культурными ценностями и не относятся к разделу 2.20 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (дело N 5-139/2017, л.д. 67 - 72, дело N 5-140/2017, л.д. 64), фотоматериалом (дело N 5-139/2017, л.д. 73 - 76, дело N 5-140/2017, л.д. 71 - 73), объяснениями должностного лица отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни Головина Д.С. по обстоятельствам выявления вменяемых Медведеву О.А. административных правонарушений (дело N 5-139/2017, л.д. 105 - 108, дело N 5-140/2017, л.д. 102 - 105), протоколами об административных правонарушениях (дело N 5-139/2017, 135 - 142, дело N 5-140/2017, л.д. 132 - 138) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административных правонарушениях по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении данного дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Медведева О.А. квалифицировано по части 1 статьи 16.2 и статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению таможенного законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что события административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 и статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В рассматриваемом случае требования, содержащиеся в пункте 4 Положения о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных (приложение N 12 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования"), в соответствии с которыми вывоз физическим лицом в качестве товаров для личного пользования коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных, включенных в раздел 2.4 указанного перечня, осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выданного согласующим органом в соответствии с законодательством государства-члена, Медведевым О.А. в отношении вывозимых им предметов, включенных в раздел 2.4 названного перечня, не выполнены.
Несогласие заявителя с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения положений названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения Медведева О.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкций части 1 статьи 16.2 и статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений части 2 статьи 4.4 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Обского городского суда Новосибирской области от 14.07.2017 N 5-139/2017/5-140/2017, решение судьи Новосибирского областного суда от 12.09.2017 N 7а-343/2017/7а-344/2017 и постановление заместителя председателя Новосибирского областного суда от 21.11.2017 N 4а-878-2017, состоявшиеся в отношении Медведева Олега Александровича по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 и статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката Гороховой Е.Н., действующей в интересах Медведева Олега Александровича, - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ